В Севастопольском академическом театре танца им. В. А. Елизарова начались премьерные показы новой работы мастеров хореографии – спектакля «Кровавая свадьба» по литературному оригиналу поэта и драматурга Фредерико Гарсия Лорки. Постановка осуществлена талантливой танцовщицей и молодым режиссером заслуженной артисткой Украины Евгенией Гордиенко.
Давнее увлечение испанской культурой, литературой, музыкой, кинематографией, профессиональное занятие национальным испанским танцем, фламенко, владение другими видами хореографического искусства позволили Евгении взяться за создание целостного, многогранного пластического повествования. Тем более что в её активе были все спортивные и творческие традиции театра Елизарова. А это – коллектив замечательных солистов и многочисленный «кордебалет», ориентир на исполнительские вершины в стиле формейшн – синхронном командном воплощении рисунка танца и удивительная оригинальность, с которой здесь используются даже самые скромные возможности декорирования театральной площадки. Добавим прекрасную музыку, блестящие во всех смыслах костюмы и режиссеру, что называется, больше ничего не надо делать.
Но ту-то и начинаются главные муки, потому что из дорогого материала всегда гораздо труднее создать нечто воистину оригинальное, нежели из простенького ситца. Амбициозный проект всегда требует высочайшего исполнительского мастерства и не терпит даже мельчайших помарок. Однако Евгения Гордиенко вместе с товарищами по театру заслуженными артистами Украины Денисом Соловьевым, Дарьей Чумаковой, Сергеем Волошиным, Анастасией Николенко, заслуженной артисткой Крыма Ольгой Макаровой, артистом Дмитрием Нестеровым и другими авторами, исполнителями спектакля все-таки взялась именно за такой проект.
Так тривиальный сюжет про любовный треугольник с печальным исходом превратился в страстное, поистине испанское повествование о каверзах судьбы и любви, о непредсказуемости человеческих поступков, о неизбежности расплаты за обман самого себя. Взятый Лоркой из криминальной хроники случай побега со свадьбы невесты, погони за ней и любовником, гибели соперников и вдовстве так и не ставшей женою юной красавице, превратился в трагическую сагу, рассказанную языком танца.
Режиссер и исполнительница главной роли Евгения Гордиенко внесла в нее свои собственные повороты, ходы, образы, наполнив каждый эпизод прорисованным в пластике смыслом. Здесь и горящая в страстях душа виновницы трагедии, и романтизм её несостоявшегося супруга, и предчувствие беды в сердце его матери, и оскорбленное достоинство брошенной мужем жены. Здесь нежный, серебристый свет Луны, который, кажется, проложит влюбленным дорогу через любую тьму, и неумолимость Рока, вяжущего кровавую паутину неизбежной расплаты…
Рассказать историю без слов всегда сложно. Важно преподнести её так, чтобы каждый зритель уловил линию повествования, прочувствовал эмоциональное состояние героев, окунулся в их мир. Уверяю, переводчик не понадобится. Все сорок пять артистов театра пластически вывязывают многокрасочное сценическое полотно. И вот уже нетрудно догадаться, зачем и почему герои появляются на площадке. Тела выразительны в танце, лица – в драматических эмоциях, что не так-то просто в движении.
Невероятно завораживает сцена встречи влюбленных. Или это выбор любви? Героев словно окутывает пелена тумана, эффект которого до мурашек точно создают полупрозрачные полотна, уходящие в потолок! Молочная кисея то соединяет, то разъединяет… Можно ли найти дорогу там, где её нет?
Красочное костюмное убранство становится продолжением движения, линий, изгибов цвета. Но Испания очень строга к нему, особенно когда речь идет о главных смыслах бытия. В суровой правде жизни лишь контраст черного и белого, холодной стали и алой крови. И снова черни, неизменной для того, кто неправеден.
Новая работа нашего Театра танца – явление неординарное. Грандиозная заявка на очень большой труд, который впереди.
Наталия Микиртумова, заслуженный журналист Крыма