Вхождение Севастополя в состав России кардинально изменило положение дел в портовой сфере города. По итогам 2014 г. перевалка грузов сократилась почти на 66% в сравнении с 2013 г. – до 2,2 млн. тонн. Это привело к сокращению портовых работников — без работы остались сотни горожан. Задолженность по зарплате перед портовиками на 1 января 2015 г. — 39,4 млн. рублей. Когда эти долги будут погашены, неизвестно. Перспективы развития Севастопольского порта, о которых говорят власти, пока лишь просто слова. А учитывая проблемы с логистикой (блокировка железнодорожных перевозок Украиной и отсутствие моста через Керченский пролив), в ближней и средней перспективе кардинально поменять ситуацию в портовой сфере Севастополя едва удастся.
Транспортная блокада
В июне 2014 г. постановлением правительства Севастополя на базе пяти украинских предприятий – «Севастопольский морской порт», «Севастопольский морской рыбный порт», «Администрация морских портов Украины», «Морской администрации Севастопольского морского рыбного порта», Севастопольский филиал учреждения «Госгидрография имени Митина» было создано государственное унитарное предприятие (ГУП) «Севастопольский морской порт».
По итогам 2013 г. Севастопольский порт переработал 4,8 млн. тонн грузов. Львиная доля перевалки грузов (4,34 млн. тонн из 4,8 млн. тонн в 2013 г.) приходилась на стивидорную компанию «Авлита», которая принадлежит собственнику СКМ Ринату Ахметову. Компания использует инфраструктуру Севастопольского порта и владеет зерновым терминалом.
После вхождения Севастополя в состав России и образования ГУП «Севастопольский морской порт» «Авлита» заявила об остановке перевалки грузов. Однако по информации sevkor.ru, компания продолжала перевалку зерна и металлов летом и осенью 2014 г.
Вид на зерновой терминал «Авлиты»
В самой компании на запросы sevkor.ru не отвечали.
Раньше основной доход Севастопольскому порту приносит экспорт грузов (зерно и металл). Доля экспорта в 2013 г. составляла около 90%.
Однако разрыв отношений с Украиной и санкции стран Запада привели к падению грузопотока и изменению структуры перевалки. Город фактически оказался в транспортной блокаде.
По итогам 2014 г. перевалка грузов в Севастопольском порту сократилась в сравнении с 2013 г. почти на 66% — до 2,2 млн. тонн. Доля экспортных грузов составила около 65% — 1,4 млн. тонн. На транзитные грузы пришлось около 23% грузооборота порта — 0,5 млн. тонн. Внутренне сообщение дало около 10% — 0,2 млн. тонн. Импортные грузы – менее 1%.
Из-за падения грузопотока многим портовым работникам сократили зарплату. Часть персонала была уволена. Начала расти задолженность по зарплате, которая на 1 января 2015 г. достигла 39,4 млн. рублей.
«Украинские предприятия, которым по решению суда предписано погасить задолженность, не могут этого сделать ввиду прекращения хозяйственной деятельности и отсутствия денежных средств», — объясняла на заседании Законодательного Собрания Севастополя директор департамента промышленности и сельского хозяйства Галина Корогодина.
По ее словам, сейчас этот вопрос решается на уровне Министерства транспорта. Но когда работникам заплатят деньги, Корогодина сказать не смогла.
Власти Севастополя утверждают, что делают все возможное, чтобы сохранить коллектив порта.
«Мы перевели практически всех сотрудников портов в ГУП «Севастопольский морской порт». Около 200 человек трудоустроились в других местах. Сейчас в порту работает около 1 тыс. человек, учитывая, что при нынешнем грузообороте предприятие не нуждается в таком количестве сотрудников», — говорит Корогодина.
В то же время представитель рабочей группы «Севастопольского морского рыбного порта», который вместе с Корогодиной принимал участие в заседании ЗС, и во время выступления не представился, рассказал об совершенно иной ситуации с трудоустройством портовых работников в ГУП.
«По состоянию на январь 2015 г. трудоустроено чуть более 300 из 920 работников рыбного порта. Долг перед работниками – 29 млн. рублей», — сказал выступающий.
Впрочем, проблем у трудоустроенных работников также хватает. По словам Корогодиной, многие работники работают в режиме простоя. То есть – получают низкие зарплаты.
Портовая инфраструктура Севастополя
«Туманные» перспективы
Власти Севастополя рассчитывают, что ситуацию в портовой сфере города помогут решить колоссальные инвестиции, которые выделит федеральный бюджет, и личное участие в процессе модернизации порта правительства России.
По словам Корогодиной, Севастополю на реконструкцию портовой инфраструктуры до 2020 г. будет выделено 1,26 млрд. рублей. Это предусмотрено Федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 г.
В частности, в 2015 г. Севастополю будет выделено 100 млн. рублей на реконструкцию пассажирского катерного пирса у Графской пристани, пассажирского пирса в бухте Голландия, пассажирского причала в бухте Троицкая, паромного пирса в Артбухте.
В 2016 г. город получит 439 млн. рублей. Эти деньги пойдут на развитие перегрузочного комплекса в малом Инкермане, реконструкцию паромного пирса с двумя литерными причалами на Северной стороне и строительство 5 пассажирских катеров.
В 2017 г. – 396 млн. рублей. За счет этих средств будут продолжены работы в малом Инкермане и постройка катеров. Кроме того, начнется реконструкция пассажирского причала в большом Инкермане, катерного пирса у Графской пристани, причала в Балаклаве, причала в Южной бухте.
В 2018-2020 г. Севастополь получит еще 325 млн. рублей на завершение работ в малом Инкемане, достройку катеров, строительство пассажирского пирса на Северной стороне, пирса в районе ГРЭС, пассажирского пирса в Учкуевке, пассажирского причала в Балаквале (Золотой пляж), реконструкция вспомогательного причала для ремонта катеров в Южной бухте.
Севастопольский паром
Кроме того, перспективами развития Севастопольского порта занимается специально созданная рабочая группа, в которую входят представители Министерства транспорта, Министерства сельского хозяйства, Министерства по делам Крыма, корпорации «Ростехнологии», Севастопольского морского порта и правительства Севастополя.
Перед группой стоит задача разработать программу развития порта и максимально переключить на него грузовые потоки.
Впрочем, без Керченского моста и с блокировкой Украиной железнодорожных перевозок через свою территорию на существенный рост грузопотока рассчитывать не стоит.
Во-первых, крымские порты в существующих реалиях могут экспортировать только свои грузы. Грузы из Украины, включая транзитные, сюда не пойдут по политическим причинам, из России и других стран — по логистическим.
Во-вторых, для обслуживания Крыма импортными товарами портовых мощностей более чем достаточно (Феодосийский, Керченский, Ялтинский, Евпаторийский порты). Вряд ли Керченский или Феодосийский порт принесут в жертву Севастопольскому порту.
В-третьих, Россия активно строит порт Тамань в Краснодарском крае. Планировалось, что к 2020 году этот порт выйдет на объем перевалки грузов — более 90 млн. тонн в год. Даже когда будет построен мост через Керченский пролив, выгоднее вести груз в порт Тамань, а не вначале в Севастополь, а затем в Россию. Хотя, в этом случае все же возможны варианты.