Всего полгода как старейший действующий маячник мира – начальник Ай-Тодорского маяка гидрографической службы Черноморского флота капитан 2 ранга в отставке Юрий Иванович Тюрин «ушел в запас» с последнего места работы. Кажется, еще вчера этот уникальный «штатник», оставаясь в должности, отмечал 90-летие со дня рождения, а нынче, пусть и за штатом, отмечает другую, не менее весомую дату – 40-летие своей маячной вахты на Ай-Тодорском маяке.
Заметим, что при этом ничего в образе жизни ветерана не изменилось, разве что полностью перешел с зарплатного денежного довольствия на пенсионное. Он все так же зорко бдит за зеленой маячной звездой и четкой работой смотрителей. И нет для них большего авторитета, нежели патриарх флотской гидрографии Юрий Тюрин.
На флоте, в Севастополе, Крыму, и, наверняка, во всей России заслуженный старейшина гидрографов широко известен. Юрий Иванович – специалист высочайшего класса, энциклопедического профессионального кругозора. Его имя занесено в фундаментальный многотомник «История гидрографической службы Российского флота», он – член Географического общества России, участник кругосветной антарктической экспедиции, создатель двух музеев и составитель карт черноморских маяков, мест гибели кораблей ЧФ, краевед и подвижник патриотического воспитания земляков.
И все свои годы, а это более 70 лет служения раз и навсегда избранному делу, он в первую очередь – военный гидрограф.
Еще лейтенантом Тюрин стал участников небывалых проектов. 1949 год, Тихий океан, Совгаванский гидрорайон. И маневренная гидрографическая партия, приступившая по указанию И.В. Сталина к секретному заданию особой важности – соединению острова Сахалин с материком тоннелем под Татарским проливом. Опробирование проекта «Сахалинской пуповины» требовало выбора мест, их промера, привязки причалов…
В этой экспедиции молодой специалист получил большую практику в выполнении работ по геодезии, лигонометрии, топографии, нивелированию. Подчас это происходило в самой жесткой обстановке. Сам полагает, что тогда он… родился вторично. Ибо ровно в день 25-летия их маленькое судно попало в сильнейший шторм, и хотя экипаж пробился к острову Монером, по предположению местных маячников там и загинул. Но гидрографы выстояли и выбрались на родной берег! А старший гидрограф Южно-Сахалинского района Тюрин до сентября 1957 года занимался развитием системы навигационного оборудования острова, строительством маяков и светящих навигационных знаков.
В день своего тридцатилетия – 24 октября 1957 года он впервые ступил на землю Севастополя, чтобы отдать все свои силы служению Черноморскому флоту и его легендарной крепости. Начальник части навигационного оборудования Севастопольского района гидрографической службы, потом заместитель начальника и начальник Севастопольского района ГС и его подчиненные стояли на страже безопасности мореплавания, бесперебойной работы навигационных систем, маяков. Его служебная пора стала самой плодотворной в укреплении материально-технической и бытовой базы района. Шло интенсивное строительство, подняты многоквартирные жилые дома, создана вертолетная площадка, обустроены подсобные помещения, капитально ремонтировались и обновлялись маячные городки…
Удивительно ли, что и после ухода в запас Юрий Тюрин не выпустил из рук морскую путеводную звезду. Ему выпала честь встать на часы у одного из старейших маяков Черноморского флота – Ай-Тодорского, века назад зажженного по велению вице-адмирала М. П. Лазарева.
И вот сорок лет, как Юрий Иванович Тюрин бессменно несет эту вахту. Ай-Тодор ни разу не подвел мореходов, а капитан 2 ранга запаса вместе со своей командой не только на высочайшем уровне выполнял должностные обязанности. Он прошел маршрутом участников кругосветной экспедиции, посвященной открытию Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. На двух кораблях гидрографической службы ЧФ ведущие советские ученые и военные специалисты прошли через 3 океана, 19 морей, 12 проливов, оставив за кормой почти 36.000 миль, треть из которых выпала на плавание в сложных гидрометеорологических условиях, среди материковых льдов и айсбергов.
В честь гидрографов, в том числе совершивших и этот поход, Юрий Тюрин создал на базе маячного городка Ай-Тодор два музея, собрав ценнейшие документы и экспонаты, коллекции корабельных приборов и якорей. Став подвижником краеведения и военно-патриотического воспитания, он восстановил историю маяка, любимого и посещаемого не только царскими особами, но и великими писателями, деятелями науки и культуры. Благодаря Тюрину сохранены камни древнеримской крепости Харакс, что когда-то базировалась на этом же мысу. Усилиями гидрографа-черноморца новым поколениям возвращены имена маячников, отважно сражавшихся с захватчиками в годы Великой Отечественной войны, они внесены в книги и даже на корабельные борта!
В книге почетных посетителей Ай-Тодорского маяка, его кают-компании десятки уникальных записей, росписи космонавтов, военачальников, ученых, писателей и поэтов. Ветерану, которому идет десятый десяток, до сих пор пишут, звонят, передают приветственные адреса и послания друзья, коллеги, ученики.
А еще, в судьбе Юрия Тюрина была и есть большая, светлая, верная любовь. Вместе с супругой Раисой Гурьяновной они прошли долгие офицерские, трудовые и жизненные дороги, отметив и золотую, и бриллиантовую свадьбы.
Главная родовая заповедь этой фамилии – беззаветное служение Родине.
Наталия Микиртумова
Фото Андрея Лубянова и из семейного архива Тюриных