Хозяин на земле. Почему так важно знакомить детей с сельским хозяйством?

О пользе пчел, пермакультуре и воспитании подрастающего поколения

Андрей Анатольевич Серков, в прошлом подполковник внутренних войск, дальнобойщик, директор сельскохозяйственного предприятия, а сегодня – педагог «Севастопольского центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи».

Андрей Серков ведет группу «Юный растениевод» на базе 59-й школы в селе Терновка. Знания дети применяют на практике, высаживая грядки, собирая лекарственные растения и заботясь о пчелах.

Сейчас у педагога три группы по 15 человек, в основном это ребята 10-15 лет из сел Терновка и Родное. Андрей Серков также планирует организовать краткие курсы во время школьных каникул, чтобы привлечь городских ребят.

Андрей Анатольевич, почему Вы решили преподавать?

— Я понял, что накопленными знаниями нужно и важно делиться. Я сотрудник «Севастопольского центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи», в названии ключевое для меня слово – «творчество». Педагог свободен в выборе методики, он может самостоятельно подходить к вопросу, раскрывать тему.

В школе дети изучают различные дисциплины как отдельные предметы, но в жизни знания необходимо объединять. Все что я рассказывают детям, я рассказываю в системе – о растениях, почве, воде, воздухе, микроорганизмах, птицах, и, конечно, пчелах.

Почему такое внимание вы уделяете именно пчелам?

— За последние 10 лет по данным ученым количество пчел на планете сократилось на 70 %. Польза, которую приносят эти насекомые, в 65 раз больше, чем мы привыкли думать. Ведь дело не только в меде.

Сегодня в России мы недополучаем огромные объемы урожая из-за того, что нет достаточного опыления. Ученые подсчитали, что сельскому хозяйству страны необходимо еще 2,2 мл пчелсемей.

Мы сами формируем ценности у подрастающего поколения. Родители покупают ребенку машинку – он хочет машину, когда вырастает. Очень важно рассказывать детям о земле, о ведении сельского хозяйства. Многие ребята уже после первого занятия говорят, что хотят в будущем собственную пасеку.

Не боятся ли дети работать с пчелами?

Чаще всего ребенок рядом с ульем испытывает страх. Мы играем в игру – я говорю: «Ребята, надевайте шапки-невидимки». Необходимо расслабиться, принять пчел как домашних животных, тогда проблем не возникнет.

«Крым– настоящий рай на земле, не хватает только воды и плодородных почв» — уверен педагог.

На участке Андрей Анатольевич высаживает различные медоносные, азотофиксирующие и лекарственные растения.

Он рассказывает детям о принципах пермакультуры – способе ведения сельского хозяйства, основанном на взаимосвязях естественных экосистем. Один из ключевых принципов – оставлять растения на грядках после уборки урожая. Побеги и листья естественным образом разлагаются, удобряя почву и обогащая ее микроэлементами.

«Мы с детьми делаем экспериментальные грядки с разными типами почвы, высаживаем растения и выясняем, где они лучше растут и почему, при каком подходе почва лучше удерживает влагу».

Что Вы планируете делать с ребятами в зимний период?

В школе мы смастерим смотровой улей, чтобы наблюдать за пчелами. Будем выращивать растения в горшках, а также сделаем «червячник» — домик для дождевых червей — чтобы изучать основы вермикультуры. (Вермикультура –культивирование червей в органическом субстрате с целью получения высококачественного органического удобрения (вермикомпоста)- прим. ред.)

В чем, на Ваш взгляд, такие занятия полезны для детей, помимо получения новых знаний?

Это общий труд, наше объединяющее совместное творчество. Ребенок мыслит образами, он еще не привык действовать по инструкции. Очень важно правильно заложить основы. Тогда вырастет самостоятельный человек, который сумеет объединить полученные знания и грамотно их использовать, станет хозяином на земле, возьмет за нее ответственность.

Ирина Жибоедова

Фото предоставлены автором

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.