Школьный ад: Что не так с современной школой

Образ учителя — ключевой фигуры в советской школе — стерт до дыр

Сегодня в России отмечается День учителя. В этот день не только поздравляют и благодарят педагогов, но и вспоминают о всех скопившихся проблемах в отечественном образовании.

Учителя жалуются на возросшую нагрузку из-за пандемии –он-лайн уроков, электронных журналов, нехватки кадров. Дети, как зомби, повторяют страшное слово «ЕГЭ». А родителям приходится лавировать между учителями, собственными чадами и репетиторами, без которых уже сложно обойтись и в младших классах.

С чего начинаются сложности

Пролетел месяц нового учебного года, и мы решили поинтересоваться у мамы типичного первоклассника, с какими сложностями им пришлось уже столкнуться.

«Я, как мама первоклассника, столкнулась с рядом проблем, о которых мне говорили все вокруг, но я не верила. Я думала, все преувеличивают, но не может быть школа таким ночным кошмаром, потому что все же учились, все было легко и просто, особенно в начальной школе, где дети учатся читать и писать», — начала нам свой рассказ мама первоклассника Дарья.

Она подошла к началу учебы своего сына Тимы осмысленно. Прочитала закон об образовании, из которого почерпнула, что до поступления в школу детям не обязательно уметь читать и писать, в Минобразе считают, что первоклашки всему этому научатся, как только сядут за парты. Но уже первый месяц обучения сына показал ей, что современная российская школа — это совсем не та школа, в которую она ходила сама, как минимум 20 лет назад.  

«Хочу сказать родителям всех первоклассников, что это огромный обман эти положения в законе об образовании, потому что программа очень сложная, которую даже взрослому непросто понять. Во-первых, она не предполагает, что ваших детей будут учить читать и писать, поэтому ваш ребенок, идя в школу, должен уметь писать слитно слова и предложения, он должен уметь решать примеры в пределах 20, и должен хорошо читать. Это не вина учителей, это та школьная программа, которая существует», — высказала свои негодования мама первоклашки.

Она подробно окунулась в обучение своего ребенка и рассказала, какие подводные камни приготовил Первый класс для родителей. Самый главный из них – это отсутствие домашнего задания у малышей и оценок.

Даша показал это на примере изучения детьми математики в обычной севастопольской школе, в которой учится ее Тима. Им преподают предмет по учебнику Петерсона.

«Она призвана типа развивать логическое и абстрактное мышление у детей. И если вашему ребенку не повезло с одним из этих мышлений, они обречены не усвоить математику по Петерсону. Во-первых, эта математика вообще не учит считать, логика непонятна порою и взрослому. Во-вторых, чтобы ее понять, нужно обязательно ребенку «разжовывать» дома. На уроке, где учится 30 человек, учитель не в состоянии объяснить каждому», — отметила мама Даша.

Он добавила, что по учебникам данного автора школьники учатся вплоть до 9го класса, а значит их итоговая оценка будет зависеть от того, смогут ли им «разжевать» еще в младших классах первые понятия.

«В первом классе не задают домашнего задания, но это работает против вас и вашего ребенка. Потому что все, что ребенок не понял будет накапливаться, как снежный ком. В итоге родители, которые не вникают в этот процесс и ходят счастливые, ведь ребенок не приносит плохих оценок, то во втором классе они столкнутся с тем, что их ребенок не справляется с заданиями, он просто их не понимает: он целый год упустил, он не умеет считать и читать, если не умел до первого класса», — подчеркнула Даша.

Подвох оказался у первоклашек даже с Букварем. Его теперь просто нет, а есть, как Дарья считает, странная Азбука, которая нацелена на то, чтобы ребенок сразу составлял фонетические схемы. Это разбор слова на слоги, ударные, гласные, согласные, мягкие, твердые согласные. То есть до поступления в школу нужно еще и эти знания ребенку вложить, потому что начинают учить с первых недель первого класса.

Мама порекомендовала родителям самостоятельно и много читать с детьми, потому что школа научить читать уже не может. А в конце года начнут проверять скорость чтения.

Те же проблемы и с письмом. Старые советские прописи канули в лету, крючки и элементы букв листами уже не пишут первоклашки. Дашиному сыну раздали тетради, в которых они сразу отрабатывают написание букв. И прописи сейчас без косых линий. Если ребенок не умеет писать, он заваливает буквы в разные стороны. Правильного наклона не вырабатывается. Поэтому родителям нужно найти старые прописи или тетрадки в «косую» и самостоятельно учить своего ребенка правильно писать.

А главное, на это еще нужно находить время, потому что малыши еще завалены факультативами, что в общей сложности у них получается по 5-6 уроков день.

Подводя итог своего открытия, мама Тимы порекомендовала родителям не обольщаться, что сейчас самым юным школьникам не ставят оценок и не задают домашнее задание, а подходить к учителям и узнавать, что у вашего ребенка не получается. «Помните старый советский принцип: в начальной школе учатся не дети, в начальной школе учатся родители», — резюмировала Дарья.

 

Последняя капля и домашнее образование

Как из общительного ребенка и призера всероссийских конкурсов может сделать обычная школа «на районе» закрытого закомплексованного двоечника узнала мама Наташа, когда ее дочь перешла в четвертый класс. Младшую школу ее активная и всесторонне развитая девочка закончила без проблем с хорошими оценками. Поэтому она не сразу поняла, что происходит с ребенком в 5 классе.

«Ни о какой адаптации не шло и речи — первую двойку по математике моя дочь получила 3 сентября. Собственно, это и было началом конца — учительница так и не дала ей шанса поверить в себя; слово «дура» было самым мягким из брошенных ей оскорблений. К учителю охотно подключились дети — и буллинг «этой дебилки» был, как потом выяснилось, жесточайший. Дочка все больше замыкалась в себе, зарабатывала комплекс за комплексом, апатия сменялась эмоциональными срывами. Она стойкий солдатик и не сдавалась, но и силенок противостоять массовой агрессии не было. К сожалению, узнала я об этом далеко не сразу — моя девочка, очень живая и общительная, замолчала наглухо», — рассказала Наталья, как столкнулась с черствостью учителей, которые и задают атмосферу в детском коллективе.

На полутора лет они сталкивались в школе с эпизодом за эпизодом, когда те, кто должен обучать и наставлять, отравляли жизнь ребенка.

«Дети по приказу классного руководителя за руки, за ноги радостно тащили к завучу одноклассника на «разборки»; когда велели принести заявления в Юнармию, «а то не отпустят домой, если будет болеть голова»; когда отправляли домой переодеть «неподходящие» брюки; когда учителя говорили, что это «самый дебильный класс»; когда моей дочке, занявшей призовое место на всероссийском конкурсе сочинений, об этом не сообщили, а грамоту просто «забыли» вручить», — привела мама еще ряд примеров, с которыми столкнулась за годы, пока еще сомневалась в переводе дочери на домашнее обучение.

«Терпения хватило до середины шестого класса. Дочка уговорила — мы ушли на семейное образование. Вопросов переход ни у кого, включая директора школы, не вызвал, а личное дело отдали на переменке ребенку», — так началась новая жизнь у девочки и у мамы.

Наталья подчеркнула, что с семейным образованием ее ждали свои сложности, как то отсутствие мотивации, самоорганизации у 11-летнего ребенка и большая вовлеченность родителей в уроки, чем хотелось бы. Вопрос с общением со сверстниками решили кружки и театральная студия.

«Хорошо выспавшийся, вовремя поевший, переставший болеть ребенок — это огромный плюс семейного образования. И, безусловно, уровень обучения нашей интернет-школы даже не буду сравнивать с обычной: каждый урок — это видеолекция (иногда две-три по одной теме) именитых педагогов, кандидатов и докторов всяческих наук, плюс онлайн-консультация, тренажеры, тесты, и только потом — выполнение домашнего задания. Но главное — появились (а точнее, вернулись) уверенность в себе и умение иметь свое мнение, а не вколоченные горе-учителями штампы и стандарты», — поделилась свои опытом мама школьницы, которая уже 9й класс будет заканчивать самостоятельно на семейной форме образования.

Современную школу «на районе» она охарактеризовала как здание с образовательными услугами. «Образ учителя — ключевой фигуры в советской школе — стерт до дыр. Раздраженные, перегруженные «часами», мало зарабатывающие педагоги почти не скрывают негатива по отношению к детям — особенно «отстающим» или выбивающимся из стандартных рамок, куда их впихивает система», — такое впечатление у них осталось после нескольких лет учебы в классической школе.

Подготавливая данный материал, на одном из учительских форумов мы встретили такой комментарий учителя на пенсии, который продолжает работать по профессии: «Объем знаний школьники сейчас получают меньший, чем в советской школе, но освоить его им куда трудней. При этом дети не понимают, что это государственная программа им такие требования выдвигает. Для них главные раздражители — учителя, которые их мучают и требуют, требуют, требуют»…

Так, вот пока в современной системе образования разбираются и ищут виноватых, в школах и вузах периодически вспыхивают случаи «шутинга», когда озлобленные закрытые в себе дети приходят в учебные заведения и стреляют без разбора.

Психиатр Мадина Пираева в комментариях о трагедии в Казани, когда было убито в школе 11 человек, 9 из которых дети, рассказала, что триггером, который может подтолкнуть человека к совершению шутинга может послужить школьная травля, психологические и психические проблемы, сложные отношения с родителями. Поэтому эффективнее, чем заборы школьников спасут психиатры, закрепленные за каждым образовательным учреждением, внимание и участие родителей и педагогов.

Поэтому детям, которые сейчас пропадают за гаджетами и даже учатся с компьютерами, как никогда нужно правильное общение с учителями, наставниками, тренерами и, конечно, родителями.

Ольга Сурикова