Подарок с душком: справятся ли муниципалитеты с управляющими компаниями

С 1 апреля 2021 года все государственные управляющие компании передаются в ведение муниципалитетов Севастополя.

Фото: nefakt.info

Примечательно, что планы по реформированию государственных управляющих компаний вынашивались давно. Еще в 2016 году в кулуарах местного правительства всерьез задумались о приватизации этих компаний. Тогда была изменена правовая форма крупнейшей управляшки — ООО «УК». Сегодня статус ООО уже получили «Управляющая компания Гагаринского района-1», ООО «Управляющая компания Балаклавского района», ООО «Управляющая компания «Центр».

Однако, пример смены правовой формы ООО «УК», произошедший несколько лет назад показал, что качество ее работы не улучшилось, а напротив ухудшилось. Тем боле, что собственником по-прежнему осталось правительство.

Теперь собственник управляющих компаний сменится – им станут муниципалитеты. Но позволит ли это решить проблему низкой эффективности работы управляющих компаний, которые осваивая колоссальные средства, по мнению севастопольцев, работают из рук вон плохо. Смогут ли муниципалитеты стать более эффективным менеджером нежели правительство города?  

Новые хозяева

Десять государственных управляющих компаний, в ведении которых находится подавляющее количество многоквартирных домов, передаются муниципалитетам по территориальной принадлежности.

Теперь муниципальные власти будут контролировать и регулировать работу управляшек, назначать руководителей компаний, следить за качеством их услуг, принимать меры в случае жалоб горожан на работу управляющих компаний и контролировать выполнение предписаний Госжилнадзора.    

Интересно то, что анализ состояния домов перед передачей их муниципалитетам не проводился, а ведь в зависимости от этого фактора определяется уровень нагрузки на управляшки. Так, для примера, жилой фонд в ведении ООО «УК Центр» значительно старше, чем – в ООО «УК Гагаринский район – 1». 

Большой путаницей может обернуться и решение правительства распределить доли в уставном капитале управляшек, расположенных сразу в нескольких округах, пропорционально между этими муниципалитетами. Тут возникает вопрос, как администрации нескольких муниципалитетов будут налаживать эффективную работу одной и той же управляющей компании и не возникнет ли здесь конфликта интересов. 

При этом могут возникнуть сложности при передаче в собственности Гагаринского муниципалитета ГУП «УК «Гагаринского района – 2», так как у компании есть долги. Вследствие чего сроки передачи этой компании могут затянуться.

Ни денег, ни людей

Стоит понимать, что передача управляшек муниципалитетам в любом случае обернется значительными трудностями.

Во-первых, система контроля и управления работой управляющих компаний со стороны горхоза была отлажена на протяжении десятилетий, так как и в советское, и в украинское время эти структуры находились в ведении профильных структур горисполкома, а затем и горадминистрации. Теперь устоявшаяся десятилетиями система попросту ломается.

Более того «Севкор» выяснил, что в администрациях муниципалитетах не предполагается увеличение штатов для координации и контроля работы управляющих компаний, равно как и не передаются средства для привлечения квалифицированных специалистов для этой работы. А ведь сфера ЖКХ крайне узкопрофильна и сложна для понимания, не погруженного в нее человека. Вряд ли делопроизводители и юристы, работающие преимущественно в аппарате муниципалитета эффективно справятся с такой нагрузкой.  

Приведем сухие цифры. Сегодня численность штатов крупнейших администраций насчитывает: в Ленинском муниципалитете (12 человек, вопросами благоустройства, к которым отнесут и управляющие компании занимается всего 5 человек), в Гагаринском – 31, благоустройством заняты 8, в Нахимовском также 31 и 8 соответственно. 

«Для исполнения полномочия (по контролю и координации работы управляшек – ред.), по моему мнению, требуется дополнительные средства в целях увеличения штатной численности и обустройства рабочих мест. О необходимости увеличения отдела для исполнения полномочия были направлены письма в соответствующие органы государственной исполнительной власти правительства Севастополя», — рассказал «Севкору» глава Ленинского муниципалитета Максим Мишин.

Нам придется расстроить Мишина, так как в правительстве города нашему изданию пояснили, что «выделение дополнительных средств из бюджета города на увлечение штата не требуется». Тут мнения главы муниципалитета, на которого теперь ляжет весь негатив за некачественную работу управляшек, и чиновников горхоза явно расходятся, они то избавляются от этой «головной боли».

Отметим, что в горхозе вместе со всеми его подведами вопросами благоустройства занимаются сотни человек. 

 

Неэффективные менеджеры

 

При этом муниципалитетам уже были переданы значительные полномочия по благоустройству. И, по оценкам горожан, справляются они с ними, мягко говоря, неэффективно.

В список этих полномочий входили: уборку тротуаров, устройство и содержание детских площадок, ремонт и содержание внутриквартальных дорог, содержание и создание зеленых насаждений, частично саночистку, ликвидация свалок, содержание контейнерных площадок, некоторым муниципалитетам также передали полномочия по содержанию пляжей и кладбищ.

В результате муниципальные власти за год устанавливали несколько десятков лавочек, порой в три ряда, чем вызывали бурное осуждение со стороны горожан, латали пару тротуаров, иногда ремонтировали небольшие скверики, устанавливаю в них фигуры медведей.

Учитывая все перечисленное и тот факт, что как мы писали выше, муниципалитетам не дают ни специалистов, ни средств на привлечение квалифицированных кадров, то возникает закономерный вопрос, как они вообще справятся с этими полномочиями.

Более того с 2021 года муниципалитеты будут отвечать не только за управляшки, но и за саночистку территорий. Чтобы понять объем возросшей ответственности муниципалитетов, проанализируем простые цифры —  до 2020 года включительно, правительство направляло на благоустройство в муниципалитеты от 20 до 35 млн рублей. Теперь только Ленинский муниципалитет вместо 19 млн рублей в 2020 году получит 169 млн рублей в 2022 году, то есть объем средств возрастет в шесть раз. Но если муниципалитеты не могли эффективно освоить 19 млн рублей, как эти жде пять сотрудников справятся с освоением 169 млн рублей, а ведь проведение торгов по 44 ФЗ, это целый квест, который могут пройти только спецы высшего уровня, не говоря уже о том, чтобы проконтролировать качество работы по саночистке и благоустройству.

Пока что все эти вопросы остаются без ответа. Судя по позиции главы Ленинского муниципалитета Максима Мишина даже у него есть серьезные опасения по поводу справится ли его администрация с новыми вызовами.

Похоже, севастопольцам не стоит рассчитывать, что в краткосрочной перспективе качество работы управляющих компаний возрастет, хотя тарифы продолжат расти.

 

Андрей Вознесенский, Дарья Тимофеева