Продолжение. Начало здесь
Лоцманы Морской библиотеки. Оксана Фудина
В то время паровое судостроение в России только зарождалось. В 1817 году был построен пароход «Скорый», а шесть лет спустя — 14-пушечный пароход «Метеор». В 1851 году Бутаков был назначен на новостройку «Дунай», а 3 декабря 1852 года капитан-лейтенантом получил в командование лучший на Черноморском флоте 11-пушечный пароходофрегат «Владимир».
В октябре 1853 года началась Крымская война. 5 ноября во время очередного выхода в море «Владимир» под флагом вице-адмирала Корнилова встретил в районе Пендераклии турецкий 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри». «Владимир» вступил в бой с неприятельским пароходом. Заметив, что у турка нет носовой и кормовой артиллерии, Бутаков, избегая бортового огня противника, стал держать свой пароходофрегат в кильватер вражескому кораблю. Всякий раз, когда последний пытался ввести в дело свою бортовую артиллерию, Григорий Иванович неизменно занимал выгодное для себя положение за кормой противника и вел по нему огонь из бомбических пушек.
Корнилов, который находился на «Владимире», видя, что бой затягивается, приказал ускорить захват или потопление турецкого парохода. Бутаков увеличил ход и, подойдя к «Перваз-Бахри» на дистанцию около 100 м, открыл из всех орудий огонь картечью. В результате трехчасового боя противник, имея большие потери в личном составе и значительные повреждения, был вынужден прекратить огонь и спустить флаг. 7 ноября 1853 года «Перваз-Бахри» был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под названием «Корнилов». Так закончился победой русских этот первый в истории мировых флотов бой двух паровых кораблей. За блистательную победу командир «Владимира» был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом святого Георгия 4 степени.
Корнилов высоко ценил Бутакова. Он говорил о нем: «распоряжается как на маневрах». В списке морских офицеров против фамилии Бутакова рукой Корнилова помечено: «Любим офицерами с уважением».
Во время осады Севастополя войсками противника значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под общим руководством командира «Владимира» Г.И. Бутакова. Своими искусными действиями они активно помогали защитникам города. Умело используя удобные позиции у берега, Бутаков со своего «Владимира» громил укрепления противника. Как свидетельствовали впоследствии участники обороны, его моряки «не только научили нас своими подвигами при обороне Севастополя, как и чем должны и могут суда парового флота оказывать содействие военно-сухопутным силам при совместных их действиях, но даже… доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса».
В самые опасные моменты неприятельского обстрела Григорий Иванович упрашивал адмирала Нахимова перевести его на какую-нибудь батарею. Но тот наотрез отказал: «Нельзя-с, вас нужно сохранить для будущего флота».
В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма города Бутаков со своими пароходами защищал с моря левый фланг русских укреплений. Он осуществил поразительный маневр: сумел так близко подойти к восточному берегу Килен-балки, что оказался неуязвимым для французской батареи, так как ядра этой батареи (как и следовало по его расчетам) перелетали через корабль поверх его труб. Бутаков «первый подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости. Все приходили в восторг, глядя на него, спокойно распоряжавшегося, как будто около него не летали ядра и не было вероятности быть убитым каждое мгновение».
До последнего дня обороны Севастополя Бутаков оставался на «Владимире» и активно участвовал в отражении штурмов противника.
Продолжение следует…