Окончательный переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) официально произошел 1 января 2019 года. Именно с этого дня услуга по вывозу ТКО перешла из статуса «жилищной» (исключена из состава платы за содержание и ремонт жилья) в статус «коммунальной». Но кто и как должен отвечать за своевременную оплату и уборку мусора, нам –обывателям, не совсем понятно. Я разобрался с этим нововведением и теперь делюсь с вами.
Первое, что бросилось в глаза — плата теперь взимается с каждого образователя (собственника) ТКО (физического или юридического лица) исходя из единого тарифа и норматива накопления ТКО на основании отдельной квитанции оплаты за новую коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Таким образом, с момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, услуга по вывозу стала коммунальной в соответствии с Жилищным кодексом РФ и теперь плата будет выделена отдельной строкой в платежных документах (квитанциях) при расчетах за коммунальные услуги.
Кроме того, в этой новой системе оплата начисляется исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного органами власти. Сейчас она, в большинстве случаев, начисляется исходя из площади квартиры.
Что касается льгот на оплату услуги по вывозу ТКО. Ввиду того, что услуга коммунальная, то согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы также, как и на другие коммунальные услуги.
В случае, если квитанции выставлены некорректно, то можно обратиться в офис регионального оператора, который открыт в каждом из муниципалитетов зоны деятельности регионального оператора или позвонить по «Горячей линии»:+7 (978) 902-33-02, +7 (8692) 22-13-07. Но, для корректировки, вам необходимо будет предоставить подтверждающие документы.
К примеру, если в квартире зарегистрировано три человека, а плата выставлена за четырех, то необходимо предоставить справку МФЦ о составе семьи. Если же оказание услуги осуществляется через управляющую организацию, то вам необходимо обратиться в управляющую организацию с теми же документами. В принципе, все просто.
Теперь разберемся с тем, что подразумевает под собой понятие – твердые коммунальные отходы (ТКО). К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности физических лиц, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.
Что касается сельской зоны, то там, естественно, большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов и если да, то на каких условиях? Законодательством не запрещено региональному оператору по обращению с ТКО заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон отдельного договора, который может быть заключен с регоператором.
Особо отмечу, определение ТКО приведено в Федеральном законе об отходах. Проще говоря, в утвержденном Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), содержится перечень видов ТКО.
Далее, возникает логичный вопрос: А кто у нас является региональным оператором по обращению с ТКО и каковы его основные функции?
Региональный оператор в нашем городе — герое — ООО «Благоустройство города «Севастополь». Согласно его функциям, он обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (в данном случае город Севастополь) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Он работает самостоятельно или с привлечением организаций, которые заняты перевозкой твердых коммунальных отходов. На основании конкурсного отбора статус региональному оператору присваивается на срок не более чем десять лет.
Заключать прямой договор с региональным оператором должны в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям же многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения таких действий, при которых договор считается заключенным.
Речь идет о следующем: стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия. Например, жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
Отмечу, текст типового договора установлен правительством РФ и опубликован на сайте регионального оператора. По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги. Особо подчеркну, что при отсутствии письменных обращений о непредоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объеме.
Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК).
Особо отмечу то, что при наличии у МКД управляющей организации она обязана заключить договор с Региональным оператором по обращению с ТКО, если такие полномочия ей предоставило общее собрание жильцов МКД в соответствии с договором управления. Запутанно, конечно, но весомо.
Интересно и то, что содержание контейнерных площадок осуществляют собственники земельного участка, на котором они расположены. Читай, организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории. А там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.
Теперь, разберемся с тем, что же делать юридическому лицу, у которого заключен договор на вывоз отходов с другой компанией?
Здесь все прозрачно и ясно. Договоры, заключенные с иными лицами на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Те договоры, которые заключены после начала деятельности Регионального оператора с иными лицами, являются недействительными с момента их заключения, поскольку противоречат требованиям закона. Если же юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности, то независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ юрлицообязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством, подчеркиваю, и не содержит условий освобождения этого юрлица от заключения договора с региональным оператором ввиду отсутствия хозяйственной деятельности.
Вероятно, вы задаетесь сейчас вопросом: а заключил ли этот автор договор с региональным оператором? Нет, я пока его не заключил, разбирался с тонкостями этого нововведения. Пойду туда в самое ближайшее время. Так как с даты начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по вывозу бытовых отходов перешла из «жилищных» услуг в «коммунальные». Идти против федерального законодательства не хочется и штрафы платить тоже.
Никита Иванович К., 64 года, житель Качинского муниципального округа города-героя Севастополь.
sevkor.ru может не разделять мнение своих авторов. Издание готово предоставить свои страницы любому общественнику или должностному лицу, желающему высказать альтернативную точку зрения.
Отметим, редакция sevkor.ru с 11 по 15 февраля проводила социологический опрос на тему: «Справляются ли коммунальные службы с уборкой города?» На предложенный вопрос 70% (176 голосов) респондентов высказались положительно в отношении чистоты городских улиц, 16% (39 голосов) опрошенных не очень довольны состоянием улиц и 14% (36 голосов) респондентов считают, что коммунальные службы не справляются с уборкой города.
Ежедневно севастопольцы воспитывают в себе чувство ответственности за внешний вид родного города. Общими усилиями — работой коммунальных служб, проведением субботников и личной инициативой некоторых жителей, преображаются общественные зоны, центральные улицы, парки, территории организаций, предприятий, учреждений и придомовые участки. Ведь чистота – залог здоровья домов, улиц и самих горожан.