Семейное образование в Севастополе. Как учиться вне школы

В Севастополе уже 2,5 года существует клуб «семейников» — родителей, чьи дети не ходят в школу, а получают образование дома или в учебных группах.

В последнее время эта форма обучения становится все популярней, по данным департамента образования Севастополя сейчас в городе около 240 детей учатся таким образом.

Согласно законодательству РФ ребенок имеет право получать образование вне школы, сдавая в учебном заведении только итоговые аттестации для перевода в следующий класс. В России это разрешено с 1993 года.

Аттестации можно проходить в любой общеобразовательной, государственной или частной аккредитованной школе, в том числе удаленно.

Почему родители выбирают для своих детей семейное образование и решают сами отвечать за процесс и результат?

Среди причин  — недовольство качеством получаемых в школе знаний, неудобное расписание уроков. Иногда ребенок профессионально занимается спортом или музыкой, поэтому не успевает посещать занятия. Некоторые родители путешествуют вместе с детьми, и традиционная система образования им не подходит.

Семейное образование, по мнению родителей, учит ребенка брать на себя ответственность за процесс обучения, самостоятельно принимать решения и делать выбор.

В этом году родители клуба семейного образования решили создать в Севастополе первую школу-парк «Лестница».

День в такой школе начинается с общего круга, во время которого дети и преподаватели делятся новостями, рассказывают о своем настроении и интересах. Два дня в неделю уделяется академическому изучению предметов в соответствии со школьной программой, остальные три дня занятия проходят в форме творческих мастерских. Дети сами выбирают, чем хотят заниматься: математикой, географией, а может быть творчеством. В группах разного возраста дети объясняют материал друг другу, и закрепляют полученные знания на практике. Важный момент – преподаватель следует за интересом ребенка.  Домашние задания выполняются по желанию, нет системы внешних оценок, ученик сам определяет, насколько успешно он усвоил материал или справился с заданием.

«Дети не отрезаны от общества»

Член клуба семейного образования «Лестница» Светлана Стронова преподает детям математику. В прошлом году все ее ученики успешно сдали школьную аттестацию.

Критики семейного образования утверждают, что в маленьком коллективе детям не хватает социализации и навыков решения проблем. Светлана Стронова уверена, что детям достаточно общения, они каждый день взаимодействуют друг с другом, иногда конфликтуют, учатся договариваться. При этом дети «не отрезаны от общества», на переменах они играют в парке со сверстниками, большинство занимается в кружках и студиях.

«Чем проще учиться, тем лучше результат»

Сын психотерапевта Людмилы Якуповой в этом году пойдет в третий класс еще одной севастопольской семейной школы. По мнению Людмилы главное достоинство семейного образования – индивидуальный подход к ученикам. Расписание занятий можно выстроить так, чтобы ребенок успевал посещать любимые кружки и секции. Учебный план тоже разрабатывается родителями и педагогами совместно, с учетом нужд и способностей ребенка.

«В первом классе сыну сложно давалось письмо. Для меня было важно, чтобы педагоги не акцентировали внимание на ошибках, не давили, чтобы не отбить желание. Во втором классе у него начало получаться, теперь ему нравится писать. Всему свое время».

«В группах занимаются дети разного возраста, им интересно, они учатся друг у друга, с социализацией проблем нет», — уверена Людмила.

Бытует мнение, что для детей- «семейников» создают «слишком удобные» условия, они не сталкиваются с трудностями и не учатся их преодолевать. Людмила убеждена, что трудностей хватает в жизни и помимо школы, а процесс обучения нужно максимально упростить для того, чтобы человеку было легко и интересно получать новые знания.

Ирина Жибоедова

Фото 1: detki.co.il

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.