Несмотря на ограниченность финансов, Россия в течение сорока лет последовательно создавала одну из сильнейших морских крепостей, уступавшую по мощи лишь Кронштадту. Разрабатывались проекты сухопутного и приморского фронтов обороны крепости, но, как и в первую оборону Севастополя, сухопутная линия обороны создана не была: главное внимание уделялось приморскому фронту. Была создана инфраструктура крепости, построены батареи приморского фронта в бетонных массивах от Любимовки до Балаклавы, в прибрежной зоне созданы управляемые минные поля. В 1913 г. началось строительство 12 дюймовых башенных батарей, строительство которых было завершено в 1930-х гг. В 1916 г., в связи с образованием Румынского фронта, на побережье Крыма были установлены 6 батарей в местах возможной высадки десанта, вошедшие в состав Севастопольской крепости. К началу Первой мировой войны Севастопольская крепость, защищавшая главную базу Черноморского флота, соответствовала своему назначению.
После подписания Парижского мирного договора город и крепость Севастополь представлял собой безрадостную картину: укрепления Южной стороны, портовые сооружения, жилые дома были разрушены, разграблены и сожжены, главная сила флота – боевые суда – были уничтожены руками самих моряков. По распоряжению Морского министерства в феврале 1860 г. Севастопольский порт был отнесен к портам второго разряда, в 1864 г. была упразднена должность Севастопольского военного губернатора, и город вошел частично в Симферопольский и Ялтинский уезды Таврической губернии. И хотя, выполняя договор, Россия закрыла военный порт и ликвидировала крепость, тем не менее был предпринят ряд мер для обеспечения безопасности Севастополя: в мае 1860 г. в городе были расквартированы 50 пехотный Белостокский полк (вскоре и 51 пехотный Литовский) и 13 артиллерийская бригада, прибывшие с Кавказа; с 1865 г. в Севастополе тайно началась заготовка компонентов подводных мин, был создан склад Керченской крепостной артиллерии (78970 пудов пороха и 143467 снарядов), для строительства и ремонта зданий и сооружений военного ведомства в 1868 г. была создана Симферопольская инженерная дистанция (управление в Севастополе) 2 класса. Правда она не имела «штатного управления», а «Севастопольские укрепления, в том виде, в каком они ныне существуют, представляют лишь остатки прославившихся по беспримерной обороне укреплений 1855 г.». 1 марта 1871 г. подписанием Лондонского протокола была отменена нейтрализация Черного моря, ущемлявшая национальные интересы и достоинство России как державы Черноморской. Россия получила право держать военный флот на Черном море и строить военные укрепления на его побережье. В связи с тем, что в городе постоянно находились части морского и военного ведомства, было сформировано Севастопольское комендантское управление. В его обязанности входило заведование делопроизводством, содержание арестованных нижних чинов, наблюдение за сохранностью зданий военного ведомства в городе, организация караульной службы, учет прибывающих и убывающих воинов.
Было окончательно принято решение о строительстве частной Лозово-Севастопольской железной дороги, утверждены устав и положение о ней. Строительство дороги велось интенсивно, и в январе 1875 г. было открыто «правильное» движение поездов на всем протяжении Лозово-Севастопольской железной дороги от станции Лозовой до станции Севастополь.
Историк Валерий Крестьянников.
Полный текст исследовательской работы опубликован в журнале «Причерноморье История, политика, культура Выпуск ХХIII (Х)» Журнал издается МГУ им. М.В. Ломоносова филиал МГУ в г. Севастополе.