Великий князь Александр Михайлович Романов
В 1908 году Российская Империя приступила к созданию дирижаблей. В январе этого же года был создан Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВАК), председателем которого избрали Великого князя Александра Михайловича. В дальнейшем Александр Михайлович становится шефом Императорского Военно-Воздушного Флота и сыграет исключительную роль в создании российской военной авиации.
Именно он, Великий князь Александр Михайлович, в 1909 году за 10 тысяч золотых рублей приобретает в Севастополе на восточном берегу бухты Круглой территорию для первой русской авиационной школы.
«Три месяца спустя, осенью 1909 года, я приобрел значительный участок земли к западу от Севастополя и заложил первую русскую авиационную школу, которая во время великой войны снабжала нашу армию летчиками и наблюдателями» – пишет в своих «Воспоминаниях» Великий князь Александр Михайлович Романов.
На этом месте сегодня и расположено Севастопольское авиационное предприятие! Насчет «первой русской авиационной школы»… Сразу отметим, чтобы не внести путаницу в умы читателей, что эта территория была приобретена еще до первого полета и массового появления аэропланов в России. Первый «полноценный» полет в нашей стране 8 марта 1910 года на окраине Одессы совершил Михаил Ефимов. И первая авиашкола в Севастополе (не в России – первой была авиашкола в Гатчине) находилась не у бухты Круглой, а на Куликовом поле – там, откуда был совершен первый полет над Севастополем — и уже потом передислоцирована в Качу. Первоначально на «восточном берегу бухты Круглой» было организовано производство аэростатов для нужд флота. И тут мне следует привести еще одно уточнение.
Неоднократно, рассказывая об истории «Вертолетки», я слышал вопрос: «А бухта Круглая – это где, недалеко от Омеги?». Причем в числе спрашивающих было немало севастопольцев, считавших себя знатоками истории города и его топонимики. Докладываю: бухта Круглая и бухта Омега – это одна и та же севастопольская бухта. Только «бухта Круглая» – это официальное название, присутствующее на всех морских и топографических картах, а «Омега» – название местное, так сказать, севастопольский топоним.
Бухта Круглая сегодня, на правом берегу – территория «Вертолетки»
Бухта Круглая, фото 1942 года. Видно, как изменилась форма бухты: перешеек, отделявший море от соленого озера, после войны был срыт
Название бухта получила по своей форме, которая близка к кругу. Бухта неглубокая, ее дно песчаное, из-за чего ранее, до XX века, она даже носила другое название – «бухта Песчаная». До революции на ее берегах находились дачные и курортные поселки. Так, «Адрес-календарь Севастопольского градоначальства на 1913 год» свидетельствует даже о наличии в городе «Общества дачевладельцев поселка «Омега». По названию этого поселка бухта и получила свое второе неофициальное название, которое уже больше 100 лет на устах севастопольцев. Несмотря на то, что «Омега» – бытовое название бухты, оно точно характеризует геометрию ее берегов, которая в плане близка к форме греческой заглавной буквы «омега» (W).
В 1910 году, во второй период Военных реформ 1909-1912 годов началось создание Русского Императорского Воздушного Флота.
Член севастопольского отделения Союза журналистов РФ Иван Ермаков
sevkor.ru: В публикации использован отрывок из книги И. Ф. Ермакова «Вертолетка»: прошлое, настоящее, будущее» изд. 2018 г.
Фотографии предоставлены автором.