Из истории города. Храмы Балаклавы

Балаклава – один из старейших городов на территории России, с богатой историей. Если в 1345 году «город» был обнесен наскоро земляным валом, то с приходом генуэзцев около 1357 года, началось строительство каменной крепости на вершине горы Кастрон и город расцвел как торговый центр. Но период расцвета длился недолго, в 1475 году войска турецкого султана Мухаммеда II захватили Крым и город опустел. В середине ХVII века на вершине горы существовала турецкая крепость, в которой находилось 20 орудий и 150 солдат, в самой Балаклаве было «70 домов греческих неверных…, Кадыкой – здесь живут чистые татары мусульмане. Это большая деревня, с 200 домами». В 1778 году православное население переселилось  из Крыма, и Балаклава опустела. В 1783 году, когда Крымский полуостров был присоединен к Российской империи, в Балаклаве было 24 дома, которые заняли войска, и служили три церкви: Троицкая, Петра и Павла и безымянная.  То есть все три церкви были построены до 1783 года.

  1. Церковь Петра и Павла

Как указывалось выше, церковь действовала в 1873 году, после присоединения Крыма к России. В архиве Севастополя хранятся метрические книги этой церкви (на греческом языке) за 1802 и 1810 годы «батальонного местечка Балаклавы», священник Папелети. Ее отмечали в своих мемуарах и Грибоедов в 1825 году, и Мурзакевич в 1836 году и Жуков в начале 1860х гг. Грибоедов писал: «… Балаклава. Школа, дом Ревелиоти, церковь, мечеть упраздненная… . Воротясь назад, приятный вид местечка, — в церковной ограде кипарис, мечеть внизу, старая церковь в горе». Церковь Св. Апостолов Петра и Павла представляла собой, по мнению кандидата исторических наук А.В.Иванова, разновидность прямоугольного в плане одноапсидного 7 на 4.5 м. храма. Алтарь ориентирован на восток, с незначительным отклонением к югу. Общие размеры храма около 7 на 8.5 м, диаметр апсиды около 1,8 м., высота постройки, видимо, составляла около 5 м. С юга к храму пристроено помещение размерам 7 на 4,5 м. Предположительно это могло быть трапезная или ризница, перекрытая общим, южным скатом кровли. В последний период существования храм имел двускатное стропильное перекрытие и кровлю из желобчатой черепицы, апсида была перекрыта конхой. Световой барабан с небольшим куполом представлял собой легкую деревянную конструкцию, укрепленную, непосредственно на стропилах. В целом строительная техника близка крепостным сооружениям Чембало и основного объема кладок церкви Св. Николая Мирликийского. По его же мнению, вполне справедливым, в стене именно этого храма 1861 году В.Н.Юргевичем была обнаружена консульская строительная надпись Балаклавской крепости, датированная сентябрем 1357 года. На 1910г. церковь была приписана к церкви Св. Николая Мирликийского. После закрытия храма в 1924 году он пребывал в запустении, частично разобран на строительный материал, а 1949-1950 годы на цокольной части постройки был возведен жилой дом.

2. Церковь св. Чудотворца Николая Мирликийского в Балаклаве

В камеральном описании Крыма 1783 года значится как безымянная, восстановлена и освящена в 1794 году во имя Св. Николая Мирликийского (ныне ул. Рубцова, бывшая Базарная). Являлась полковой церковью Балаклавского греческого полка (позже батальона), расквартированного в Балаклаве и окрестных селах с 1783 года. В Крымском архиве хранится метрическая книга «Николаевской церкви» за 1895 год. Церковь находилась в ведении обер-священника армии и флота. В Крымскую войну здание церкви было повреждено и вновь освящено 8 июня 1857 году. После расформирования батальона в 1859 году, церковь передана в ведение Таврической епархии и в ней хранились 6 знамен Балаклавского батальона. В 1867 братству г. Балаклавы было разрешено Таврической духовной консисторией «устроить на собственный счет в их церкви по прилагаемому сего рисунку два киота с иконами». Храм крестовокупольный, в плане латинский крест. Алтарь ориентирован на восток, абсида полукруглая в плане, перекрытая конхой. Главный вход с западной стороны оформлен четырехколонным тосканским портиком с фронтоном. Северный и южный фасады оформлены также фронтонами. Световой барабан с небольшим куполом представляет легкую конструкцию опирающуюся на  колоны тосканского ордера. Крыша двухскатная. Здание построено из бутового мраморовидного известняка. На 1910 год к церкви приписаны: «древняя церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла со времени покорения Крыма, кладбищенская церковь во имя Воздвижения Животворящего Креста, построенная в 1903 году на средства Спиридона Гинали и две часовни во имя Живоначальной Троицы в городе, древняя, и во имя Св. Пророка Илии в 1 версте от города». Последняя, вновь выстроенная на средства наследников Гинали и освященная 20 июля 1912 года. Церковь была закрыта в 1928 году, была отремонтирована и освящена во имя Св. Двенадцати апостолов 13 июля 1990 года.

Боссоли К. Балаклава, вид с берега. Литография,1841-1842

  1. Церковь во имя Св. Живоначальной Троицы в с. Кадыкой

Архиепископ Гавриил писал в своем сочинении: «Села Кадыко, Троицкая, каменная Симферопольского уезда. Церковь сия преобразована из мечети татарской, по прошению жительствующих здесь Греческого батальона офицеров и нижних чинов, которые прося о том в 1806 году, излагали, между прочим, что церковь была некогда христианскою, но в мечеть превращена мусульманами.». Церковь была построена на средства прихожан и освящена в 1910 году. Храм крестово-купольный, общие размеры около 20,23 м, 10,5 м ширины, при высоте 5.3 м. Главный вход с западной стороны оформлен четырех-колонным тосканским портиком с фронтоном. Световой барабан с куполом представляет легкую конструкцию, установленный на стропилах, крыша двухскатная, покрыта черепицей. Храм оштукатурен или облицован тесанным камнем. На 1910г. к церкви «приписана часовня во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца, построенная более 100 лет тому назад», возобновлена на пожертвования жителей Севастополя по проекту архитектора Г.П.Долина и освященная 4 ноября 1912 года. Церковь закрыта 5.02.1931.

Историк Валерий Крестьянников

Фото предоставлено автором