Из истории города. Первые дальние перелеты. Летчик Виктор Дыбовский

Продолжение публикации от 19 июня 2018 г

В 1912 г. Были совершены перелеты по маршруту Севастополь – Санкт-Петербург летчиками Андреади (стартовал из Севастополя 2 июня 1912 г, приземлился в Санкт-Петербурге 11 июля) и Дыбовским (вылетел из Севастополя 25 июня 1912 приземлился в Санкт-Петербурге 6 июля).

Историк Валерий Крестьянников предлагает вниманию читателей хронику перелетов, отображенную в СМИ того времени. В публикации полностью сохранены грамматика и пунктуация газеты «Крымский вестник».

25 июня 1912 г. руководитель школы авиации ОВФ лейтенант Дыбовский на самолете системы «Ньюпор» вылетел из Севастополя через Качу, а оттуда вдоль линии железной дороги в Харьков. По этому же маршруту лейтенант Дыбовсий прилетит из Харькова. Всего в оба конца авиатор пролетит около 1400 верст. Вследствие порчи двигателя пилот должен был спуститься между Бахчисараем и Симферополем.

Вылетел из Севастополя 25 июня и сел на Каче, 27 вечером полетел на Симферополь, из-за сильного ветра сел, при посадке сломалась ось.

28 мая пилот вылетел из Джанкоя, где ночевал, далее по направлению Харькова, но встретив штормовой ветер, спустился в Танагаше.

31 мая лейтенант Дыбовский был задержан грозой и туманом на станции «Попова» южных дорог. 1 июня в Александровске при спуске на поле пшеницы у аэроплана сломался винт (на мокром поле «колеса загрузли», аппарат перевернулся и поломался винт). Вечером Дыбовский продолжил полет.

Лейтенант Дыбовский, вследствие застигших его гроз и дождей, продолжает оставаться в г. Александровске. Если погода позволит, летчик сегодня полетит прямо в Харьков.

5 июня перелет из Александровска в Харьков в 300 верст лейтенант Дыбовский сделал в 3 часа 23 минуты. Летел отважный летчик в Харьков из Александровска без механика, оставшегося вследствие сильной простуды в Александровске. Начальником школы авиации полковником С.И. Одинцовым разрешено лейтенанту Дыбовскому продолжать полет из Харькова в Москву.

Летчик лейтенант Дыбовский прилетел в Харьков с места вчерашнего спуска на аэродром воздухоплавательного отдела технического общества. В заседании общества он сделал доклад о перелете Севастополь-Харьков, отметив трудности полета.

Лейтенанту Дыбовскому разрешено из Харькова, начальником школы полковником Одинцовым через Курск-Орел-Тулу-Москву лететь в Петербург с условием спуститься на Красносельском военном поле.

Дыбовский, поднявшийся из Тулы 17 июня в 5 часов 25 мин. дня опустился в 6 часов в 23 верстах от Москвы около станции Царицыно, вследствие бури. Пролетая над Москвой, летчик попал в туман и под дождь, вследствие чего ему пришлось опуститься за городом на лугу, оказавшемся болотом. При спуске аппарат перевернулся, но остался не вредим. При первой возможности лейтенант Дыбовский перелетит на аэродром. Начальник школы авиации ОВФ полковник С.И.Одинцов отправил в Москву Дыбовскому телеграмму, поздравляя его с благополучным прибытием на второй этап (первый был Харьков, второй Москва, третий будет Петербург).

18 июня в 7 часов 30 минут вечера Дыбовский, сделав несколько блестящих эволюций, спустился на московский аэродром. Вид летчика бодрый. Аппарат в исправности. Дыбовскому поднесли от имени Великого Князя Александра Михайловича массивный кубок и от имени московского общества воздухоплавания – золотой жетон.

Окончательно выяснилось, что отлет Дыбовского из Москвы в Петербург состоится в воскресенье (24 июня) в 6 часов вечера, в виду того, что его мотор очень поврежден во время последних полетов. Теперь идет деятельная поправка аппарата, и возможно, что окончание его будет только к воскресенью. Рассчитывают, что к этому времени в Москву прилетит штабс-капитан Андриади и вылетит вместе с Дыбовским в Петербург.

На встречу Дыбовскому выехали на Валдай под командой капитана Вредена три автомобиля учебной автомобильной роты. В Новгород выехали официальные представители всероссийского аэроклуба. Предполагавшийся отлет Дыбовского не может состояться в виду повреждения аппарата. Починка требует много времени. Дыбовский послал начальнику авиационной школы в Севастополь рапорт с просьбой разрешить остаться в Москве для починки, а затем лететь в Петербург.

Чудово. Дыбовский вылетел около 9 часов утра, взяв направление на Царское Село. 3 июля Твери повезло: после долгих дней ожидания тверяне получили возможность в один день видеть обоих военных летчиков и лейтенанта Дыбовского и штабс-капитана Андреади. После ночи отдыха лейтенант Дыбовский 3 июля в течение дня сделал в Твери несколько визитов. В 5 часов дня он прибыл на аэродром, поле вокруг, даже насыпи Николаевской железной дороги, — все это было занято народом. Лейтенанта встретили криками «ура». Дыбовский вместе со своим механиком произвел пробу аппарата. Все оказалось в блестящем порядке. В 5 час. 45 мин по петербургскому времени В.В.Дыбовский, попрощавшись с окружающими и напутствуемый лучшими пожеланиями, поместился в аэроплане. Короткий разбег и «Ньюпор» при восторженных криках тысячной толпы поднялся на воздух и пошел все дальше и дальше. Вот он пронесся над железнодорожным мостом через Волгу, повернув на петербургское шоссе. Еще несколько минут видна удаляющаяся точка. Мелькнула, уже не видно ее. Опять как-будто показалась и пропала окончательно в голубом небе… [в 8 час. 30 мин.] барышня-телефонистка просит принять телеграмму из Вышнего Волочка, которая гласит: «8 часов 10 минут вечера Дыбовский прибыл благополучно. Пришлите механика».

Петербург. 6 июля. В 7 часов вечера Дыбовский, провожаемый войсками Красносельского гарнизона поднялся с военного поля и пролетел над Петербургом, в 8 час. 25 мин. опустился на комендантском аэродроме. От имени великого князя Александра Михайловича приветствовал Дыбовского генерал Каульбарс, затем представители Всероссийского аэроклуба, русского технического общества, офицерской воздухоплавательной школы и др. К 9 часам аэродром наполнился публикой, приветствовавшей Дыбовского криками «ура». В честь Дыбовского на аэродроме были организованы полеты с участием Сикорского и Лебедева, а также самого Дыбовского, который совершил несколько  полетов. По окончании их толпа вынесла Дыбовского на руках к автомобилю.

Лейтенант Дыбовский по прибытии в Петербург в беседе с журналистами сообщил, что сверх его ожидания, часть перелета от Москвы до Петербурга оказалась самой легкой из всей остальной дистанции. Только между Москвой и Тверью ему пришлось испытать много неприятностей вследствие того, что мотор работал с перебоями. Однако в Твери ему удалось совершенно отремонтировать двигатель и дальнейшая часть пути, при благоприятной погоде и небольшом ветре, прошла для него вполне удачно.

Перелет этот вполне подтвердил уже и ранее бывшее у него убеждение, что авиация, при известных условиях, в настоящее время безопасна. Летательные аппараты в том же виде, в котором они сейчас существуют, вполне способны совершать дальние путешествия. При благоприятных обстоятельствах, вполне возможно совершить перелет из Севастополя в Петербург за трое-четверо суток. Лейтенант Дыбовский в особенности возражает на сыпавшиеся на него обвинения в медлительности. Он говорит, что ему было поручено выполнить известную задачу – испытать новый тип летательных аппаратов, приспособленных к военному делу. Ему было предписано не рисковать ни собой, ни аппаратом и не торопиться. Он совсем не хотел ставить сенсационных рекордов, а исключительно преследовал данную ему цель. Поэтому он даже не имел права торопиться, он выжидал благоприятного момента.

Историк Валерий Крестьянников

Статья составлена по материалам из газеты «Крымский вестник» 1912г. (№№ 134-173). Полностью сохранены грамматика и пунктуация газеты.

Использована фотография предоставленная автором