Культурный суверенитет: как новая севастопольская галерея будет формировать будущее искусства и кадров

В Севастополе готовится к открытию не просто новый музей, а мощный культурный кластер, аналогов которому по техническому оснащению нет в России. Проект призван стать не только витриной достижений, но и центром, который будет задавать тренды и решать стратегические задачи для всего региона. О миссии галереи и ее амбициозных планах — в материале СЕВКОР.

Больше, чем музей: место, где рассказывают истории

Современный музей — это давно не пыльное хранилище артефактов. Это живое пространство, где технологии встречаются с искусством, а посетитель приходит не просто посмотреть, а получить впечатления, знания и эмоции. Именно этот принцип заложен в основу новой севастопольской галереи. Ее миссия — отражать самые актуальные тренды мировой музейной индустрии и говорить со зрителем на современном языке.
Как отмечают создатели проекта, технический и концептуальный запас прочности закладывается на годы вперед. Однако основная, историческая задача музея остается неизменной: формирование коллекции, ее хранение, реставрация и, главное, показ — так называемая «публикация» шедевров для широкой аудитории.

«Современные музеи становятся не просто местами-хранилищами, но и местом, где рассказываются истории, куда люди приходят за впечатлениями, эмоциями, знаниями. Это место для осмысленного досуга, который способствует интеллектуальному, внутреннему, эмоциональному развитию человека», — рассказал директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов.

Таким образом, галерея позиционируется как точка притяжения, способная предложить посетителю глубокий интеллектуальный опыт, а не только созерцание экспонатов.

Кадровый суверенитет: создание крымской школы реставраторов

Одной из самых амбициозных задач, которую ставит перед собой новая галерея — создание на своей базе центра подготовки художников-реставраторов. Эта проблема стоит для Крыма и Севастополя особенно остро: десятилетиями в регионе не было собственной сильной школы, что привело к катастрофической нехватке аттестованных специалистов.

Проанализировав «слабые зоны» в музейной сфере, команда проекта пришла к выводу, что галерея может и должна взять на себя ответственность за формирование «кадрового суверенитета» в этой критически важной отрасли.

«Проблема обеспеченности музеев в России профессиональными кадрами реставраторов стоит очень остро, и не только для Крымского полуострова. Специалисты, аттестованные Министерством культуры, — их можно назвать штучными. Существует большая конкуренция за каждого из них и очередь из музеев, которым необходимо реставрировать свои экспонаты», — добавляет Виталий Зотов.

Решение этой проблемы было заложено еще на этапе проектирования. В структуру галереи изначально включен большой и комплексный центр для исследований и реставрации, оснащенный по последнему слову техники. Первоочередная задача — сформировать команду, которая сможет использовать эту мощную инфраструктуру для собственных нужд и помощи коллегам.

Следующий логичный шаг — подготовка новых кадров на базе этого центра. Хотя это и является перспективой не ближайших лет и требует серьезной методологической проработки, руководство галереи заявляет однозначно: «Мы это точно будем делать».

Это стратегический ход, который в будущем позволит не только сохранить бесценное культурное наследие региона, но и превратить Севастополь в один из ведущих центров реставрационной компетенции в стране.

Фото Анны Корниловой

«Севкор» — новости Севастополя о важных событиях города 

Анна Левина