28 сентября на всех экранах страны состоялась премьера фильма «Крым». Впервые в отечественном кино появилась кинокартина, которая дает возможность зрителям через художественные образы осмыслить или переосмыслить события февраля 2014 года.
Авторы фильма сделали жителям Крыма и Севастополя настоящий подарок: допремьерный показ фильм состоялся 25 сентября в Симферополе и Севастополе.
Откровенно говоря, на просмотр шла с опаской – не хотелось разочарований. События трехлетней давности все еще слишком живы в памяти… Однако обнадеживало то, что сценаристом и режиссером фильма является Алексей Пиманов, пожалуй, лучший мастер журналистских расследований в России. С большим удовольствием смотрю его программы и документальные циклы: всегда умно, взвешено, профессионально и, что немаловажно для журналиста, — неравнодушно. Это всегда чувствуется, так же, как и умение выделить суть в любом исследовании.
И все-таки тревожила мысль: получится – не получится, удастся – не удастся съемочной группе понять нас правильно – тех, кто пережил – уже ставшие историей – события. Забегая вперед, поделюсь собственным впечатлением: получилось и удалось.
Перед началом показа фильма Алексей Пиманов в своем видеообращении к севастопольцам и крымчанам признался: «Сложнее съемок у меня в жизни, пожалуй, не было. С самого начала нашлись люди, которые шептали: «Не лезь, пересиди». Да и сейчас, во время выпуска фильма, некоторые пытались доказать нам, что родившиеся и выросшие в своей стране, мы не имеем права снимать фильм о том, что чувствуем не только мы, но и десятки миллионов русских украинцев… Сегодня будет один из самых сложных показов, потому что в зале те, кто непосредственно участвовали в тех событиях. Не ждите от этого кино документального изложения событий. Да и за полтора часа экранного времени невозможно рассказать обо всех событиях, происходивших в те дни – от Киева до Москвы, от Симферополя до Севастополя, от Армянска до Керчи. Надеюсь, за нами придут другие киношники, которые постепенно расскажут обо всех героях Крымской весны. Но первый фильм об этих событиях должен быть именно таким. Наша задача была донести до людей мира, что переживали в те дни жители полуострова, и почему их надо было защищать. Наше кино будет показано в Китае и других странах мира. Вас должны услышать».
Трудно не согласиться с Алексеем Викторовичем. Первый фильм должен быть именно таким – о наших настоящих защитниках, о тех, кто в те тревожные дни незаметно и трепетно оберегал драгоценную жемчужину под названием Крым – оберегал с одной целью: чтобы на этой благодатной земле не пролилось ни одной капли крови. Вот такое основной акцент – самый правильный. В этой связи, думается, совершенно осознанно показаны великолепные, завораживающие красоты Крыма и Севастополя. Мангуп, ущелье Узунджи с серпантином живописной дороги, Херсонес, севастопольские бухты, Балаклава…
Да, за основу сюжета взята любовная история – «майданутой» киевлянки и севастопольского парня, в прошлом морпеха. Однако эта любовная история искусно вплетена в документальную канву. Сумел режиссер нащупать тот самый оголенный нерв, зацепить его так, чтобы эту боль почувствовали не только те, кто ее перенес… Чтобы поняли все, какие испытания – душевные, нравственные – выпали на долю людей по ту и другую сторону границы с Крымом. Ведь отнюдь не единичный случай, когда вмиг обрывались дружеские, родственные связи, когда друзья и близкие становились непримиримыми врагами. Но обязательно ли смотреть друг на друга через прицел автомата? Можно ли в любой ситуации оставаться Человеком? В фильме на эти вопросы прямых ответов нет. Каждый сам для себя их находит. Главное, что вопросы поставлены…
В самом деле, невозможно за полтора часа охватить всё то, что происходило в февральские дни 2014 года. Зато в этой психологической драме яркими штрихами обозначены ключевые моменты.
Майдан. Сначала мирный – улыбки, дружеские объятия… Но как тревожны вкрапления в — пока еще светлые — мечты угрюмых лиц в балаклавах, мимолетная фраза: «А вы войны не боитесь? Еще наиграетесь…». Недолго все это казалось просто игрой – до первого выстрела снайпера. Автобус с крымчанами и севастопольцами, возвращающимися из Киева. Нападение. И ненависть, уже неприкрытая «белыми одеждами»: «Мы вас всех расстреляем…». Ожидание на симферопольском вокзале «поездов дружбы», встреча «Беркута» на площади Нахимова… Серьезные, собранные, спокойные люди на строгих улицах Севастополя. Мы были готовы…
И вновь весь зал переживал ту же радость, как и в феврале 2014, когда поняли, осознали сердцем, но еще не до конца принимая умом, — Россия-матушка в беде не оставила! Слезы тогда, слезы и сейчас – в зале.
Думаю, большая удача, что фильм снят журналистом и режиссером в одном лице, поскольку документальная основа явно присутствует. Учитывая, какие серьезные консультанты заявлены в титрах, действия российских Вооруженных Сил, показанные в фильме, без сомнения, основаны на подлинных фактах. Это чрезвычайно важно для понимания: кто, какую роль сыграл в февральских событиях 2014 года. По словам Алексея Пиманова, проекта такого масштаба у него еще не было – ни по бюджету, ни по сложности съемок. Впервые в истории нового российского кино удалось организовать столь масштабные съемки – без компьютерной графики. Все было настоящим – корабли, «аллигаторы», летящие над севастопольской бухтой, бэтээры, «тигры» и прочая военная техника на дорогах Крыма и Севастополя. А еще много знакомых, родных лиц – наших сограждан, которым играть и не нужно было – просто ещё раз прожить время, уже ставшее историей.
В общем, идите и смотрите. Честное слово, это стоит сделать. И непременно вслушайтесь в щемяще пронзительные телефонные диалоги на фоне последних титров:
— Мам, привет! Как ты?
-Ой, сыночка. Да ноги болят. Ты-то как? Где?
— В Москве.
-Когда к нам-то приедешь?
— Мам, я ж тебе говорил уже… Обязательно на следующей неделе вышлю лекарства… Не плачь. Все хорошо. Я люблю тебя, мама.
Авторская колонка заслуженного журналиста Крыма, депутата Законодательного Собрания Севастополя Татьяны Сандуловой
(авторский стиль сохранен)
sevkor.ru может не разделять мнения авторов, чьи публикации размещены на портале.
В публикации использована фотография Юрия Югансона