Окончание режима самоизоляции вернуло на дороги Севастополя километровые пробки, и горожане, живущие вдоль крупных автомагистралей, вновь вынуждены дышать выхлопными газами. При этом количество машин на дорогах города растет буквально в арифметической прогрессии, такими же темпами сокращается число зеленых насаждений. Совсем скоро из уютного приморского города, в котором приятно пройтись, наслаждаясь свежим морским бризом, Севастополь рискует превратиться в серый промцентр, утонувший в выхлопных газах. Возможное решение проблемы пришло с неожиданной стороны — в Заксобрание Севастополя внесен законопроект, предлагающий полностью освободить собственников электромобилей от транспортного налога. Авторы документа, депутаты из фракции ЛДПР Илья Журавлев, Артем Гордиенко и Андрей Куринов уверены, что подобная мера по примеру регионов, где такой налог уже отменен, будет способствовать росту экологически безопасного транспорта на улицах города.
Увеличить число электрокаров на улицах Севастополя
Освобождение собственников от оплаты налога станет дополнительным стимулом приобретать электромобили, да и поддержит тех, кто уже отдал им предпочтение. Примером такой закономерности может служить Москва, где давно действуют аналогичные льготы для владельцев электромобилей, как результат, 35% всех российских машин на электричестве зарегистрированы именно в столице. Сейчас различные льготы для собственников электромобилей и гибридов действуют в 27 регионах страны.
«Сегодня в Севастополе, как и во многих крупных городах, сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка из-за обилия выхлопных газов, особенно страдают жители микрорайонов, расположенных вдоль крупных транспортных магистралей. В этих условиях переход на более экологичные транспортные средства, такие как электромобили, в будущем сможет решить проблему. На примере других регионов, Москвы и Санкт-Петербурга, мы видим, что отмена транспортного налога на электромобили способствует как увеличению их числа, так и развитию сопутствующей инфраструктуры», — говорит один из авторов законопроекта, вице-спикер Илья Журавлев.
Его позицию разделяет и член профильного комитета местного парламента по городскому хозяйству Андрей Куринов. Парламентарий уверен — за электротранспортом будущее: «Электромобили непросто экологичный, но и более комфортабельный вид транспорта, имеющий огромные перспективы. Мы видим, что электрокары за последнее десятилетие прошли большую эволюцию: увеличился автономный пробег без подзарядки, возросла мощность. Электромобили становятся действительно доступным и удобным транспортом».
В России популярность электрокаров растет год от года. Согласно данным из открытых источников в начале 2020 года российский автопарк насчитывал 6,3 тысячи электромобилей, что превышает показатель прошлого года почти на 75%.
Стоит добавить, что в феврале 2020 года был запатентован отечественный электромобиль, массовый выпуск которого при поддержке Министерства промышленности и торговли начнется уже в этом году, ежегодно планируется поставлять на отечественный рынок порядка 10-15 тысяч электромобилей. При этом его стоимость не будет превышать полмиллиона рублей.
Большим прорывом для роста числа электромобилей на российском рынке станет уже принятое решение об обнулении ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили в странах Евразийского экономического союза.
Для Севастополя электромобили также перестают быть диковинкой. Хотя официально в городе зарегистрировано всего несколько электрокаров, в реальности их на порядок больше, они имеют «материковую регистрацию». Еще летом 2018 года в городе была открыта первая в Крыму заправка для электромобилей. На тот момент в городе насчитывалось несколько десятков таких машин. Сейчас, по оценкам самих автовладельцев, их может быть около сотни. В Севастополе даже работают службы такси, которые по пожеланию клиента могут предоставить именно электрокар.
«У электромобиля есть ряд ощутимых преимуществ. Во-первых, его содержание в год обычно обходится в три раза дешевле, чем содержание среднестатистической машины на бензине. Во-вторых, он более экологичен, двигается практически бесшумно, что очень удобно. По комфорту салона, дизайну не уступает современным бензиновым и дизельным моделям, заряжать можно во дворе частного дома, особенно удобно, если есть солнечные батареи», — рассказал владелец такой машины севастополец Максим.
При этом для самого автовладельца главным преимуществом такой машины все же остается даже не экономия, а ее экологичность.
Больше машин, меньше деревьев
Севастопольские экологи и общественники давно бьют тревогу: количество автомобилей на севастопольских дорогах растет с невероятной скоростью, серьезной проблемой остается отсутствие должного контроля как за качеством бензина на городских заправках, так и за выбросом выхлопных газов в атмосферу.
«В Севастополе не высаживаются должным образом деревья, а напротив рубятся, из-за этого состояние атмосферного воздуха ухудшается, потому что деревья — это природные фильтры. Если эта тенденция будет соблюдаться, то будут крайне печальные последствия. Сегодняшний тренд на замену бензиновых и дизельных автомобилей электромобилями, конечно, это шаг навстречу экологии, это безусловно позитивная тенденция. Главное — вместе с развитием электротранспорта, увеличением его числа на улицах Севастополя, нужно позаботиться о полноценной инфраструктуре — создании заправочных станций во всех районах города, служб технического обслуживания», — считает глава севастопольского «Эко-клуба» Николай Иванов.
Соучредитель «Севастопольского общества охраны природы, прав человека и исторического наследия» Валентин Шестак считает, что для нашего города электрокары все равно остаются вопросом будущего и ощутимым фактором для выравнивания экологической обстановки станут лишь через 10-15 лет. При этом в городе традиционно развит общественный электротранспорт, активно развивается транспорт на газе, что благоприятно влияет на экологическую обстановку в регионе.
«Нужно ужесточить контроль на наших заправочных станциях за тем, какого качества бензин они продают, от этого зависит объем вредных выбросов. Кроме того, стоит рассмотреть возможность введения налога для туристов, въезжающих в Севастополь на автомобилях», — считает Валентин Шестак.
Как ни странно, с общественниками солидарны и чиновники. Так, в Севприродназдоре считают, что «автомобильный транспорт остается одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха Севастополя. Он является мощным источником его химического, шумового и механического загрязнения. Продукты сгорания различных видов топлива для двигателей внутреннего сгорания содержат различные компоненты, загрязняющие окружающую среду: оксид углерода, несгоревшие углеводороды, оксиды азота и сажу. Кроме перечисленных соединений, в выхлопных газах могут присутствовать альдегиды, оксиды серы и другие вредные вещества. Динамика последних лет показывает устойчивый рост количества автотранспортных средств, зарегистрированных в городе Севастополе».
Согласно официальной статистике «Севприроднадзора» число легковых автомобилей в Севастополе с 2016 по 2018 год выросло с 18365 до 135035, то есть больше чем в 7 раз. Очевидно, что данная тенденция сохраняется и сегодня. При этом количество вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта за один 2018 год возросло более чем на 12 тысяч тонн и составило 35 тысяч 590 тонн.
Готовы поддерживать «электромобилизацию» Севастополя и в Департаменте транспорта. Его глава Сергей Румянцев рассказал «Севкору», что в ведомстве планируют разрешить электромобилям бесплатно парковаться даже в платных зонах.
Очевидно, что ситуацию с постоянным ростом выброса вредных веществ в атмосферу можно преломить лишь исключительно внедрением новых зеленых технологий, одна из которых — переход на электротранспорт. Безусловно, принятие местным парламентом закона, освободившего бы владельцев электромобилей от транспортного налога, станет первым шагом на пути борьбы с вредными выбросами в атмосферу.
Дарья Тимофеева