Из истории города. Здание на ул. Соборной №8

В январе 1875 г. было закончено строительство частной Лозово-Севастопольской железной дороги, протяженностью 614,8 верст, соединенная с Курско-Харьково-Азовской железной дорогой. Для г. Севастополя эта дорога имела как военное, так и хозяйственное значение. Управление дороги находилось в Севастополе. Долгое время управление дороги снимало дом Берга по правой стороне Екатерининской улицы. В марте 1888 министерство путей сообщения разрешило правлению общества Лозово-Севастопольской железной дороги построить собственное здание для управления дороги. На строительство было выделено 70 тыс. рублей. Городская дума выделила пустующее место на Соборной улице, против Владимирского собора. Уже 14 июля 1888 года дом был заложен и началось строительство силами железной дороги (хозяйственным способом), под наблюдением помощника начальника службы ремонта С.Л.Лихопай-Башевского. К концу года каменные работы были окончены и начались работы по устройству крыши. Здание было трехэтажное, с мраморной лестницей внутри, анфилады небольших, но удобных и светлых комнат. С правой стороны здания был разбит сквер, созданный усилиями г.Недзельского.

«Сквер состоит из двух площадок – верхней и нижней и несколько дополняет собой сквер при храме св. Владимира. Прекрасно устроенные клумбы, представляющие густой зеленый кювет, засаженный деревьями и самых разнообразных колеров цветами. В нижней площадке особенно хорош фонтан, представляющий собой взлетающего белого лебедя, из клюва которого бьет далеко вверх вода. Борты клумб сделаны из специально приготовленных для этого узорчатых бордюров».

17 августа 1889 года начался переезд управления дороги в собственное здание.

В ноябре 1894 года Лозово-Севастопольская железная дорога была выкуплена казной и присоединена к Курско-Харьково-Азовской железной дороге (управление в Харькове). Знание опустело. Поступило несколько предложений по использованию здания: устроить санаторий для железнодорожных служащих, выкупить здание для штаба севастопольской крепости за 110  тыс. рублей, приобрести это здание для нужд морского ведомства.

В мае 1895 года было принято решение перевести в Севастополь из Харькова железнодорожное училище. В 1896 году в здании бывшего управления Лозово-Севастопольской железной дороги начало свою деятельность железнодорожное техническое училище министерства путей сообщения. Воспитанники получали специально-техническое образование (железнодорожное строительство). После гражданской войны в этом здании располагался техникум Наркомата путей сообщения. Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны.

Историк Валерий Крестьянников

Фото предоставлено автором