Камышловский мост

В 1872 г. началось строительство частной Лозово-Севастопольской железной дороги и уже в 1873 г. открылось движение от Лозовой до Александровска, в 1874 участок до Мелитополя и далее до Симферополя. Оставалось достроить участок до Севастополя, вернее от Дуванкоя до Севастополя, на самом сложном участке дороги.  В скалах было пробито пять тоннелей (Троицкий был пробит позже), сделаны высокие насыпи, пробиты многочисленные выемки в скалах построен Камышловский мост. 15 января 1875 г. Главный Штаб своим циркуляром сообщил, что «от станции Симферополь до города Севастополь, на протяжении 72,67 верст, ныне открыто правильное движение поездов на всем протяжении Лозово-Севастопольской железной дороги в 614,80 верст …» Пожалуй, самым сложным сооружением был железнодорожный мост на 915 версте – Камышловский. Мост был восьми пролетный на металлических решетчатых опорах.

В 1908 г. комиссия южных железных дорог (куда в конце ХIХ века вошла Лозово-Севастопольская железная дорога) посчитала, что мост за 30 с лишним лет пришел в ветхость, и предложила его разобрать и взамен его устроить насыпь. Приблизительная смета составляла около 500 тыс. рублей. Однако в 1909 г. Особая комиссия министерства путей сообщения предложила заменить мост новым на бетонно-железных устоях по проекту профессора Болелюбского. Стоимость нового моста определялась, как насыпь, около 500 тыс. рублей. В начале 1911 г. начались работы по сооружению нового моста, в августе была закончена установка свай и приступили к каменной кладке на сваи быков. Строительство шло ускоренным темпом и к апрелю 1913 г. работы по сооружению моста и подъездов к нему приблизились к завершению. 25 ноября газета «Крымский вестник» сообщила: «Новый Камышловский мост сооружением закончен». Мост был в длину 115 саженей (248 м) и высоту от основания 15 саженей (32 м). Состоял из пяти пролетов на четырех промежуточных гранитных быках. Сооружение обошлось в сумму до 600 тыс. рублей. Металлические части изготавливались на Дебальцевском металлическом заводе, его специалисты и монтировали конструкции на быках.

5 декабря 1913 г. прошли испытания моста, а 6 декабря прошло его торжественное освящение. Чин богослужения совершил священник привокзальной церкви св. Феодосия о. Завадовский. «Как только кончилось освящение, показался шедший с севера в Севастополь курьерский поезд №1, с которым следовал министр внутренних дел гофмейстер Н.А.Маклаков. Поезд прошел через вновь освященный мост полным ходом».

К сожалению автор не располагает фотографией построенного в 1913 г. Камышловского моста, но на современном фото видны быки, разрушенного в годы Великой Отечественной войны моста.

Историк Валерий Крестьянников