Продолжаем знакомить читателей sevkor.ru с уникальной коллекцией высказываний о Севастополе, начало здесь
Лоцманы Морской библиотеки. Валентина Сапегина.
Севастополь. Белокаменная черноморская крепость. Скольких великих писателей она вдохновляла на творческий взлёт, на неповторимое слово…
Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт-лирик начала XX века: «…Я в Севастополе. Дорога была чудная. Места прекрасны. Только солнце встает и садится здесь по-иному. Не могу понять, где наша сторона… Сейчас пойду гулять к морю с 9 часов утра до 2-х часов дня, а потом еду в Ялту. Севастополь мне очень нравится, особенно у набережной, где памятник Нахимову».
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский – русский, советский писатель, лауреат Сталинской премии первой степени, академик АН СССР. Из книги «Севастопольская страда»: «Севастополем», т. е. «величественным, знаменитым городом, назван был Потемкиным едва населенный в те времена поселок русский. Едва ли несколько сот человек жило тогда тут корабельных плотников, матросов, необходимых чиновников, екатерининского офицерства… Но имя обязывает, слишком большой вексель должен быть погашен – заслужить нужно было славное имя – «знаменитый город», и Севастополь заслужил его честно годом великой борьбы с объединенной Европой».
Константин Георгиевич Паустовский – крупный русский, советский писатель, книги которого переведены на многие языки мира: «Белый Севастополь медленно плыл нам навстречу. Он встретил наш старый пароход полуденным пушечным выстрелом и голубыми крестами андреевских флагов.
«Пушкин» долго бурлил, разворачиваясь в бухте. Со дна взлетали фонтаны пузырей. Вода шипела. Мы носились с борта на борт, чтобы ничего не пропустить. Вон Малахов курган и Братское кладбище. Графская пристань, Константиновский форт, выдвинутый в самые морские буруны, и мятежный крейсер «Очаков», окруженный понтонами. Катера с военных кораблей проносились мимо, отбрасывая на корму малахитовую воду.
Я смотрел как зачарованный на все вокруг. Значит, на самом деле, а не только в книгах существует этот город, где умер Нахимов, где рвались на бастионах круглые ядра, где сражался артиллерист Лев Толстой, где клялся в верности народу лейтенант Шмидт. Вот он здесь, этот город, – в горячем дне, в перистой тени акаций».
Леонид Сергеевич Соболев – русский советский писатель и журналист, военный корреспондент, участник героической обороны Севастополя, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии второй степени, один из самых известных советских маринистов: «Стоит над Черным морем Севастополь, дважды увенчанный славой двух своих оборон, и эта слава, подобно двойной звезде, сверкает на вечном небе истории нашей страны».
«Город на скалах – он сам стоял в двух оборонах, как скала. Город у моря – он сам несет в себе душу моря, бессмертную, гордую и отважную. Город южного солнца – он сам сияет в веках ослепительным блеском военной доблести».
Александр Аркадьевич Галич – русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. В 1920 году семья Галича жила в Севастополе, не случайно он писал впоследствии: «… Запахи Севастополя – первого города, живущего в моей памяти, – были летними: мокрые и теплые камушки, соленая морская вода и гниющие на берегу водоросли, сладковатый запах пыльной акации, которая росла в вашем дворе…»
Геннадий Александрович Черкашин – писатель, ученый, гражданин, патриот, провидец, а самое главное для нас – Севастополец и давний читатель Севастопольской Морской библиотеки имени адмирала М. П. Лазарева:
«Было одно место на земле, куда я обязан был всегда возвращаться. Всего одно место на огромной планете – Севастополь»…
«Херсонесский колокол должен зазвучать в полную силу своего поразительно чистого голоса, побуждая людей к доверию, единению, милосердию и к торжеству мудрости».
О книге «Меркурий – бриг российский»:
«Мне бы хотелось, чтобы каждый севастопольский мальчишка читал эту книгу, и тогда моя любовь к Севастополю и морю передастся ему, а от него – его детям. И так будет вечно…».