Когда на городских дорогах мы видим машину с надписью ГАИ, память услужливо подсказывает расшифровку аббревиатуры – государственная автоинспекция, ведь именно так, когда-то давно, называлась служба, именуемая сегодня ГИБДД. Понимание, что необходимо вчитаться в надпись, приходит чуть позже и становится ясно — это городской аварийный инспектор.
Хорошо, если ты идешь по улице и видишь этого инспектора в спокойной обстановке. Сегодня, несмотря на большое количество новых светофоров, улучшенной разметки и ограничений скоростного режима, — обилие машин и нервозность водителей, сделали аварии частым явлением.
И если вы становитесь участником ДТП, где все живы, а пострадали лишь ваши железные кони, стрессовое состояние все равно гарантировано. Мало того что произошла неприятность, еще и другие участники дорожного движения подогревают ситуацию своим негодованием от создавшегося затора, нелепости произошедшего и переходом на личности. Вы отчаянно хотите разрешить эту ситуацию как можно скорее и, конечно, разобраться со страховкой.
Словно угадывая ваше желание, в считанные минуты после аварии подъезжает машина с надписью ГАИ. Именно в этот момент в голове у вас проносится первая мысль – вот они те люди, которые все знают, грамотно разберутся и помогут. Но все ли при этом знают, что ни в одном законодательном акте Российской Федерации нет понятия «Аварийный инспектор»? Так кто же эти люди? Каким должен быть алгоритм действий, если вы стали участником ДТП? Об этом нам расскажет человек, который за 20 лет работы в этой сфере деятельности собрал солидный багаж знаний — Вадим Старчиков, генеральный директор Севастопольской экспертной компании, директор Союза экспертов-техников:
«Де-юре аварийных комиссаров нет, но зато их много де-факто. Если на наших дорогах случается ДТП, они приезжают раньше всех, раньше сотрудников ГИБДД, которые, кстати, по мелким происшествиям не выезжают вообще, но зато могут приехать до пяти аварийных инспекторов из разных организаций. Доходит до смешных ситуаций, когда они тянут за руку клиента и говорят: «Мы уже приехали, заплатите хоть что-нибудь». Это «что-нибудь» может варьировать от 500 до 10 тысяч рублей. Деньги предлагают заплатить за помощь в оформлении ДТП. При этом, большинство аварийных комиссаров выступают в качестве связующего звена с перекупщиками права требования к страховым компаниям.
Чтобы избавиться от всех выплат посредникам, которые ведут к увеличению ваших расходов, нужно действовать строго по правилам дорожного движения, в которых все четко сказано.
(От редактора: В первую очередь остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак).
В случае, когда у обоих участников ДТП есть полис страхования гражданской ответственности и ущерб ориентировочно не превышает 100 тысяч (совсем недавно эта цифра была 50 тысяч) рублей, а таких происшествий подавляющее большинство, не нужно никого вызывать, не нужно сообщать в ГИБДД, достаточно просто оформить это ДТП самостоятельно. У каждого водителя, который имеет полис, есть бланки извещения о наступлении страхового события, которые в народе называют евро-протоколом. Заполнить его не сложно, просто надо отвечать на вопросы, которые там написаны. Именно за это заполнение аварийные комиссары берут деньги. Причем, зачастую работают на ваших страхах, подогревая ситуацию разговорами о том, что если вы ошибетесь, то страховку вам не заплатят и т.д. Получив сведения об участниках ДТП, аварийные комиссары могут использовать их совместно с автоюристами. Здесь надо четко различать: на рынке этих услуг много порядочных и грамотных юристов, но появились еще и те, кого на страховом рынке называют «черные» автоюристы. Их уже довольно много. Это те, кто занимается перекупкой долгов страховой компании и фактически паразитирует на этом рынке. Что происходит? Вам предлагается какая-то сумма наличными деньгами, вы анализируете, устраивает ли вас эта сумма. Если устраивает, вы соглашаетесь на эти деньги в обмен на: либо предоставление доверенности на то, чтобы за вас совершили все действия по получению денег от страховой компании, либо на заключение договора-цессии, либо, на то и другое. Тогда от вашего имени они пытаются получить совершенно другие деньги. Эти суммы, как правило, значительно выше тех, которые получили вы. Сюда входят еще и пенни и штрафы. И все бы ничего, ведь те деньги, которые вы получили, на первый взгляд вас устроили, но никто не отменял налоги. На следующий год, когда подойдет время подать декларацию о доходах граждан, вы, ничего не подозревая о тех доходах, которые получили за вас, никаких налогов платить не будете. Закончится это тем, что придет «письмо счастья», в котором вам сообщат, о том, что вы не предоставили декларацию и теперь должны заплатить и налог, и штраф. Естественно, что во время заключений договоров и выдаче вами доверенности для ведения дел со страховой компанией, никто ни о каких налогах не говорит. Многие подписывают договоры не читая, еще хуже, что не читают и доверенности. Нам в руки попадались доверенности, в которых доверитель разрешал и открытие счета в банке, и оформление пластиковых карточек, и снятие наличных денег. С одной стороны это нужно для того, чтобы получить деньги на счет и снять эти деньги через карточку. Но при наличии недобросовестного исполнителя, вашей карточкой и вашим счетом могут продолжать пользоваться в неизвестно каких целях. Но это уже совершенно другая история. Возмущает в этой ситуации то, что это необыкновенно большое количество людей, навязывающих никому ненужный промежуточный сервис, считают наших Севастопольцев простаками которых можно и нужно «разводить». На сегодняшний день, страховые компании возмещают ущерб в течении 20 календарных дней с момента написания заявления. Сроки эти, как правило, соблюдаются. Не всегда суммы соответствуют ожиданию, но есть достаточно простой механизм. Если вы не согласились с суммой, вы можете подсчитать ущерб в независимой экспертной организации, в произвольной форме написать претензию, подложить документ с оценкой ущерба и ожидать доплату. В крайнем случае — есть еще и суд, и тогда вы можете получить причитающуюся вам доплату со всеми штрафами, пенни и т.д. Т.е., в течение 20 дней, вы получаете те деньги, которые насчитала страховая компания, а дальше у вас есть все те же возможности, что и у автоюристов.
В пользу того, что стоит избегать недобросовестных посредников, могу привести пример, когда мы посчитали после ДТП реальную сумму, за которую человек отремонтировал автомобиль. Она составила около 70 тысяч рублей. Однако, в суде вдруг всплывает цифра в размере 320 тысяч рублей. Конечно, когда при установлении суммы в суд были приглашены эксперты, завышенная цифра не устояла. Но так бывает не всегда, поскольку не всегда приглашают экспертов. Есть аварийный комиссар, есть живые наличные прямо сейчас, и есть облегчение, что уже ничего не надо делать. Прозрение наступит позже, когда придется оплачивать налоги, сумма которых может повергнуть вас в шок. Фактически, происходит банальное паразитирование на рынке услуг, в общем-то, в рамках закона. Как говорил Остап Бендер: «Существует миллион способов, как отнять деньги, не нарушая закон». Причем, если вы надумаете вернуться к своим «Остапам Бендерам», когда узнаете об истинных суммах, которые вам якобы выплатили,- они уже будут далеко, а на их место приедут другие. Одним словом «концы в воду».
Много ситуаций, когда так называемые аварийные комиссары (напоминаю, в законе о них ничего не сказано и их юридический статус пока не определен) приезжают и получают деньги на ровном месте из вашего кармана.
Поэтому, в случае ДТП, прежде всего необходимо успокоиться, собраться, заполнить извещение о наступлении страхового события, сделать снимки на месте происшествия и, когда вы уже сможете уехать с места ДТП, — обратиться к любому независимому эксперту, чтобы сделали осмотр и хотя бы зафиксировали все повреждения. Можно не запрашивать и не оплачивать расчет суммы, жизнь покажет, понадобится он или нет, но зафиксировать состояние автомобиля после ДТП стоит. Дальше, вы идете в страховую компанию».
Беседовала Елена Маркина
От редактора — информация для автолюбителей:
«В том случае, если человек получил страховую выплату, сумма не облагается налогами, так как не включается в перечень доходов, согласно действующему законодательству. Однако, есть тут один «подводный камень». Не облагается налогами лишь при условии целевого использования полученных в качестве страхового возмещения денег.
Простыми словами – это означает, что деньги, которые предоставила компания, например, для ремонта машины, должны быть потрачены исключительно на ремонт. Более того, вам необходимо получить на станции технического обслуживания, где проводился ремонт автомобиля, Акт выполненных работ, не позднее конца следующего года после момента выплаты (например, выплата была произведена в этом году, то восстановить машину необходимо не позднее конца следующего года).
В том случае, если деньги не будут потрачены на объект страхования и страховых выплат, и не будет получен соответствующий акт, в следующем году, до средины 2 квартала, необходимо будет заполнить декларацию о доходах и соответственно уплатить в бюджет 15% от полученной компенсационной суммы.»»
Если в результате работы «черных автоюристов» со страховой компании были взысканы пенни и штрафы следует знать еще и такую информацию:
Из письма-разъяснения министерства финансов Российской Федерации:
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года утвержден «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Обзор).
В пункте седьмом указанного Обзора рассмотрен вопрос о налогообложении налогом на доходы физических лиц сумм неустойки и штрафа, выплаченных в связи с нарушением прав потребителей.