День кораблестроителя (судостроителя), который отмечается 29 июля – относительно новый профессиональный праздник. Постановлением правительства РФ его отмечают с 2017 года.
Строитель кораблей – профессия со времен Петра Первого. День кораблестроителя– профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро, ветеранов судостроительной отрасли.
Редакция «Севкор» поздравляет всех кораблестроителей и судоремонтников Севастополя, и в их числе преподавателей и студентов морских специальностей СевГУ с профессиональным праздником. Желаем им доброго здоровья, новых успешных проектов в сфере кораблестроения и традиционных семь футов под килем!
Эта редкая профессия – кораблестроитель — имеет своего основателя и точное время рождения. Профессию «главный строитель кораблей» российский царь Петр Первый основал в 17 веке, когда Россия начала строить верфи и самостоятельно создавать корабли.
Судостроению в Севастополе 200 лет
Судостроение и судоремонт — традиционные отрасли для Севастополя. Старейший «Севастопольский морской завод» основан в 1783 году и является ровесником города.
Со его стапелей сошло немало знаменитый бриг «Меркурий», крейсер «Очаков», здесь был достроен броненосец «Потемкин» — корабли-герои, послужившие славе российского флота.
Вплоть до 90-х годов прошлого столетия завод являлся крупнейшим градообразующим предприятием Севастополя. Но в постсоветский период мощности были практически утрачены, а крупнейшие предприятия отрасли пришли в упадок. В настоящее время «Севастопольский морской завод» является филиалом АО «Центр судоремонта «Звездочка», которое, в свою очередь, входит в состав холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Еще один знаменитый севастопольский завод, отметивший в этом году 132 года со дня основания — 13-й судоремонтный завод Черноморского флота.
Крупнейшее предприятие в составе Минобороны является главным исполнителем работ по обеспечению технической готовности корабельного состава флота по государственному оборонному заказу.
Завод обеспечивает комплексный ремонт боевых надводных кораблей ВМФ РФ всех рангов, подводных лодок и судов различных классов.
Стратегическая цель Севастополя — стать российским центром судостроения
После воссоединения с Россией в 2014 году была поставлена задача восстановления компетенций Севастополя по судостроению и судоремонту.
Севастополь, согласно стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, должен стать российским центром судостроения и судоремонта, обеспечивающим нужды Черноморского флота (ЧФ) и гражданского судоходства. Ожидается, что к 2030 году объем производства возрастет до 21 млрд рублей. Многократный рост показателей требует технического перевооружения и модернизации отрасли и решения кадровой проблемы.
В Севастополе насчитывается более 20 предприятий судоремонта различных форм собственности. Наряду с филиалом ОАО «ЦС Звездочка», наиболее крупными в отрасли являются ООО «Верфь ВАЛМ-РУС», ООО «Сориус Судоверфь», ООО «Техфлот», ООО «СРЗ Персей», ООО «Попилов» и другие. Они производят ремонт судов, очистку и окраску корпусов кораблей, проектирование, судовое снабжение.
Молодые кораблестроители Севастополя
Севастопольский Государственный университет (СевГУ) традиционно готовит специалистов морских специальностей. Морской институт в составе вуза — это ведущий центр подготовки по приоритетным для региона направлениям, связанным с возрождением судостроительных предприятий.
В 2019 году СевГУ вручены дипломы первым специалистам по новым для российского кораблестроения направлениям — цифровое проектирование и беспилотные суда. Образовательная программа подготовки включала участие в проектировании научно-исследовательского судна «Пионер М».
Справка: «Пионер М» – проект по разработке прототипа маломерного научно-исследовательского судна прибрежной зоны плавания с элементами безэкипажного управления движением. Индустриальным партнером является Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка».