Поэт Вячеслав Качин о роли поэзии в цифровую эпоху, русском рэпе, молодежи и Севастополе

На прошлой неделе в Севастополе прошли две творческие встречи поэта, музыканта, актера Вячеслава Качина. На встречах поэт презентовал свой третий сборник стихов «Всё приближение моё…».

О роли и значении поэзии в современную цифровую эпоху, о творческом пути, о значении Севастополя в литературе и об интересе молодежи к искусству поэт рассказал в интервью «Севкору».

— У вас очень насыщенная творческая биография, вы занимались и музыкой, и театром, как пришли в поэзию, почему решили, что поэзия для вас — это главное.

— Я сначала начал заниматься поэзией, потом увлекся музыкой, потом театром, потом снова рок-музыкой, но все равно круг замкнулся, и я пришел к тому, с чего начинал, но с багажом того, что уже прошел.

Что посоветуете начинающим поэтам, как им выстроить успешную карьеру на этой стезе и добиться признания.

— Прежде всего не думать об успехе и не думать о признании, а думать о поэзии, думать о творчестве. Думать о поэзии, как о предмете изучения, как о предмете искусства, даже как о науке. И искать себя, искать свой стиль, свой почерк, свое лицо. От творчества надо хотеть творчества, а не того, что оно может принести в конечном результате. Если хотеть того, что оно принесет в конечном результате, тогда лучше им вообще не заниматься, уходить в бизнес и зарабатывать деньги.

Вы помните, в каком возрасте написали первые стихи, может быть, помните тему.

— Это были стихи вперемешку с прозой. Нам в третьем классе задали написать сочинение про осень. Я написал сочинение, его потом всей школой читали, сколько мне было лет? Девять. Да, начал писать где-то с девяти лет. Это сложно было назвать стихами, это так…Потом какие-то осознанные стихи начали появляться с первой влюбленностью, где-то в 14–15 лет. Потом начал уже все это (поэзию – ред.) изучать. Мне отец (известный советский и российский актер Герман Качин – ред.) здорово в этом плане помогал, направлял, он очень увлекался поэзией, у него была своя чтецкая программа, он разглядел, что у меня есть способности.

Вы познакомили севастопольскую публику с вашим сборником «Все приближение мое…». О чем сборник, какова его основная тема, что могут в нем открыть для себя читатели.

— Это третий сборник, в него вошли 300 стихотворений, которые я написал за последние 2–2,5 года. Это все-таки уже зрелые стихи, в них, наверное, каждый может для себя что-то свое увидеть, найти, поскольку люди мы все разные, но почему-то с нами со всеми в жизни все происходит одинаково. Какие-то эмоциональные моменты кто-то для себя найдет, какие-то ситуативные, связанные с историей своей судьбы. Темы испокон веков у человечества все одинаковые. Вопросы, ответы. Вопросы о смысле жизни, что такое любовь, что такое дружба, тема рождения, тема смерти.

— Вы нашли для себя ответ на вопрос, в чем смысл жизни.

— Нет, конечно. Я думаю, что ответы на такие вопросы, в чем смысл жизни, что такое любовь в данном измерении, а мы живем в определенном количестве измерений, так вот в жизни человека это измерение не видно. И ответы на эти вопросы мы получаем после по заслугам своим. А так только вопросы, вся классическая литература она ответов не дает. Ни поэзия, ни проза ответов не дает, они только задают вопросы. Вопросы очень точные. И чем точнее вопрос, тем лучше качество литературного произведения, любого художественного произведения.

— Вы встречались со студентами СевГУ, как прошла встреча и какое впечатление на вас произвела севастопольская молодежь.

— Я много встречаюсь с молодыми людьми в разных городах, молодежь она в общем-то вся одинаковая. Она быстрее, чем были мы в их возрасте, гораздо быстрее, соображает быстрее, ориентируется быстрее. Я бы не сказал, что их интересуют вопросы, которые связаны только с какими-то материальными благами, нет. Духовные вопросы их тоже интересуют. Многие увлекаются поэзией. На встречи приходят ребята, в основном девчонки, которые сами что-то пишут, имеют отношение к искусству, развиваются в этом направлении, кто-то рисует, кто-то пишет, интересные вопросы задают. На мои творческие встречи не в университетах, а в театрах, например, приходит и молодежь, и зрелые люди в соотношении 50% на 50%.

— Севастополь сыграл большую роль в русской литературе. Что для вас значит наш город и какое впечатление он на вас произвел.

— Я думаю, что «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, на мой субъективный взгляд, это лучшее, что он написал, даже лучше «Войны и мира». Я в Севастополе много раз был и как музыкант с разными исполнителями приезжал, как поэт я приехал сюда впервые. Это такое русское корневое место намоленное. Уважение испытываешь к нему безусловно, учитывая историю города.

— На протяжении XIX–XX веков поэты были основной движущей интеллектуальной силой в России. Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт». Почему сегодня все так поменялось и кто пришел на смену поэтам.

— Поэзию заменить невозможно, если говорить по сути. На мой взгляд, это высшая форма искусства. Мой отец замечательно говорил: «Все виды искусств можно разместить на сабле. Кино находится на клинке, театр на эфесе, балет на рукоятке, но со временем все эти виды искусства свое местоположение на этой сабле могут менять, неизменным остается только единственное место – это место поэзии, оно всегда на острие клинка». Все-таки люди золотого и серебряного века находились в минимальной дозировке информации. Сегодня время опережающей информации, ты не успеваешь обработать одну, как к тебе уже поступает новая. Поэзия требует вдумчивости, анализа, долгого анализа, применения его к себе. Поэтому сегодня, когда мы живем в цифровую, скоростную эпоху, все происходит очень быстро, людям не до поэзии. Люди считывают какие-то первые импульсы, поделили все на черное и белое, оттенков уже мало, кто замечает. Либо смеются, либо плачут. Ну эта волна, она пройдет. Все равно человечество неизбежно придет к осмыслению. Кстати, почему зрелые люди гораздо больше интересуются поэзией, потому что уже какой-то жизненный опыт у человека накапливается. Он знает, что от жизни бывает больно и очень больно, поэтому он начинает искать для себя какие-то ответы в высоком искусстве.

— Вы сами пишите тексты для многих исполнителей, как вы считаете, сегодня, например, рэп-исполнители не заменили поэзию в формировании общественной повестки.

— В какой-то мере да. Это, конечно, не поэзия, далеко не поэзия. Но здесь есть положительный момент: почему молодежь стала интересоваться в том числе классической поэзией, потому что рэп – это ритм, это рифма и через это многие из молодых приходят в поэзию. При этом есть не только какой-то рэп не понятно о чем, а есть действительно рэп-исполнители, которые поднимают социально острые темы, например, Noize MC, Оксюморон, Дельфин. Это имеет отношение к поэзии. Я за то, чтобы рэп-культура развивалась во всем ее многообразии, появлялись различные рэп-исполнители. Это дает нашему брату-поэту приток читателей.

— Кого из современных поэтов вы считает топовым и посоветовали бы читать и следить за их творчеством.

— Мне сложно сказать, потому что однозначность здесь никак не присутствует. Поэт – это временной эквивалент. Должно пройти время, чтобы время кого-то оставило, как поэта значимого для людей. Я многих знаю, читал очень многих современных поэтов. Понимаете, в чем дело, когда твоя фамилия в виде подписи под стихотворением начинает значить больше, чем иногда качество самого стихотворения, то, считай, что время тебя проверило. Да можно написать любое стихотворение и поставить под ним подпись там «Бродский», «Евтушенко» и вы увидите, какое количество положительных отзывов там будет. Вот пусть время проверит всех нас и меня в том числе, и кого надо оставит, а кого надо забудет.

Дарья Тимофеева

Фото: социальная сеть Facebook