Ситуация вокруг закон Севастополя «О налоговых ставках» показала, что между правительством города и Законодательным Собранием нет единства, а значит будущие конфликты неизбежны
Первый бой
В конце августа 2014 г., незадолго до начала избирательной кампании в Севастополе, «народный мэр» Алексей Чалый сделал неоднозначное заявление по поводу руководства города.
«В апреле я совершил ошибку, в результате чего к власти в городе пришли люди, обладающие редким сочетанием двух противоречивых качеств: некомпетентности и чванства. Таким образом, я подвел вас и подвел президента, в связи с чем, видимо, должен извиниться. Поняв, к чему клонится ситуация, я попытался ее исправить, но этого не получилось из-за того, что в моем ближнем окружении нашлись предатели», — заявил Чалый.
Причину своего недовольства и имен предателей в своем окружении «народный мэр» называть не стал. Однако многие СМИ и эксперты адресовали его слова и. о. губернатора Севастополя, вице-адмиралу Сергею Меняйло, который был назначен главой города по просьбе самого Чалого.
Среди основных причин конфликта Чалого с Меняйло называют различное видение развития города. Мол, Чалый, который стал руководителем Агентства стратегического развития Севастополя, выступал за развитие города, как крупного промышленного и туристического центра, а бывший вице-адмирал Меняйло хочет восстановить в Севастополе экономическую модель времен СССР, когда город в основном обеспечивался за счет военных. Другая версия — политические маневры в преддверие выборов в Законодательное Собрание (ЗС). «Народный мэр» вел своих людей на выборы от «Единой России» по мажоритарным округам и ему нужно было активизировать своих избирателей. Заявление о некомпетентности и чванстве властей хороший способ стимулировать аудиторию. «Нам надо брать эту высоту (выигрывать выборы – ред.) и устанавливать власть, которая будет смотреть на нас не с высоты чиновничьего кресла, а с высоты ответственности за город. Это последний шанс изменить неприятную тенденцию, когда власть и общество были разделены», — говорил он.
При этом сам Меняйло и его команда также участвовала в выборах от «Единой России», но они шли в партийном списке.
Если Чалый заявлением о предателях хотел привлечь избирателей Севастополя на свою сторону и сторону своей партии, то ему это удалось. 23 из 25 мест в Законодательном Собрании города досталось «Единой России». 2 кресла занимают представители ЛДПР.
«Народный мэр» получает кресло спикера ЗС и устанавливает контроль над севастопольским парламентом.
После этой победы Чалый «зарыл топор войны» с вице-адмиралом. 9 сентября 2014 г. 21 депутат ЗС, включая Чалого и его людей, проголосовали за избрание Меняйло главой Севастополя.
А в октябре 2014 г. Меняйло заявил, что у него с Чалым не было никакого конфликта – все придумали СМИ. «У нас взаимоотношения (с Чалым – ред.) нормальные и были нормальные. В прессе могут писать все, что угодно. Пресса не спрашивает ни у меня, ни у него. Она пишет то, что считает нужным», — сказал губернатор.
Очередной конфликт?
Однако ситуация с законом Севастополя «О налоговых ставках» показывает, что взаимоотношения между правительством и ЗС складываются непросто.
Этот закон должен был быть принят в рамках создания Свободной экономической зоны в Крыму (СЭЗ). Однако при его подготовке возник спор вокруг размера ставок. Правительство хотело утвердить размер ставок по налогу на прибыль, который зачисляется в бюджет города, на уровне Крыма (2% в течение 3-х лет, затем на 5 лет в размере 6%). Чалый же предлагал на 3 года вообще освободить инвесторов от этого сбора, а затем ввести налог в размере 10% от прибыли.
23 декабря 2014 г. вопреки просьбе правительства ЗС голосует за полное избавление резидентов СЭЗ от уплаты налога на прибыль в бюджет Севастополя в течение 3 лет.
Меняйло дает ответ уже после новогодних праздников.
13 января 2015 г. губернатор ветирует этот закон. Свое решение он объясняет тем, что в Севастополе должны быть приняты ставки аналогичные Крыму – на первые 3 года – 2%, на последующие 5 лет — 6%, после — 13,5%. Кроме того, видимое снижение ставок фактически увеличит налоговую нагрузку на предприятия-участники реестра СЭЗ в сопоставимых периодах почти в 1,5 раза, что может привести к оттоку инвестиций в перспективе и негативно повлияет на инвестиционный климат Севастополя.
После вето ЗС предложило сформировать согласительную комиссию, состоящую из депутатов и членов правительства, чтобы найти компромисс и преодолеть противоречия.
Компромиссный вариант, вероятно, будет найден. Но эта ситуация показывает, что во власти Севастополя нет единства, а значит подобные конфликты будут возникать и в будущем.