Южная бухта, вторая по размерам из Севастопольских бухт. В вершине бухта изгибается и заканчивается бетонным пирсом, к которому ошвартованы суда. Но в конце ХVIII века бухта, называемая и Корабельной, здесь не заканчивалась, а имела продолжение в форме валенка с коротким голенищем, направленного носом в сторону Бульварной высоты. Эта часть бухты была мелководной, заболоченной и затрудняла сообщение центральной части города с Корабельной стороной. В конце сентября 1794 года старший член Черноморского Адмиралтейства Н.С.Мордвинов приказал контр-адмиралу Ф.Ф.Ушакову осушить оконечность бухты. В начале октября «узкость на отмелистом месте при вершине оной поперек пересыпана плотиною шириной в две сажени и вода из нее была вылита». Но из-за фильтрации насыпи и грунтовых вод, часть бухты за плотиной стала заполнятся водой, чему способствовали еще и дожди. Тогда по инициативе контр-адмирала П.В.Пустошкина в котлован была вновь пущена вода, а берега были дополнительно отсыпаны грунтом и частично обложены камнем. Образовалось озеро с севера на юг около 250 метров и с востока на запад около 350 метров. В 1820-1830 годы очевидец так описывал эту часть Южной бухты: «Эта отрезанная часть бухты образовала обширный бассейн или озеро, по краям поросшее тростником: тут водилось много рыбы – преимущественно снетков; налетами во множестве и дикие утки, но как это было по близости гавани, то охотиться с ружьем за дичью не позволялось; перед плотиною на тяжелых швартовых стояли блокшифы, в них содержались портовые арестанты»… В конце 1830 годов, при строительстве нового адмиралтейства часть мыса была срыта, а грунтом было заполнено озеро за пересыпью. Во время обороны Севастополя в Крымскую войну для обороны Пересыпи, против Лабораторной, Сарандинакиной и Бульварной балок, в конце сентября 1854 года были заложены три батареи: №14 Алексеева), №15 (Перекомского, на этой батарее служил квартирмейстер П.М.Кошка) и №16 (Крякина). В 1875 к Севастополю была подведена железная дрога и на Пересыпи был построен железнодорожный вокзал (разрушен во время второй обороны Севастополя и на его фундаменте в 1950 году было построено новое двухэтажное здание вокзала) с большой площадью перед ним, рядом жилое здание для начальника станции, а далее к югу здание мастерских.
Для их строительства пришлось срезать (из-за нехватки места) часть высоты Кривая пятка (на верху высоты на 1854 год было «жидовское кладбище», ныне улица Охотская). 12 Сентября 1898 была открыта линия трамвая от вокзала на улицу Екатерининскую. В 1901 году недалеко от среза воды, по проекту генерал-лейтенанта С.П.Чистякова была заложена церковь во имя св. Феодосия Черниговского на средства севастопольского отделения Курско-Харьковской железной дороги и частично на пожертвования прихожан.
Церковь освящена 10 ноября 1902 года. (В 1924 году церковь была закрыта, помещение использовалось как клуб. В годы Великой Отечественной войны здание было полностью разрушено. В 2004 году рядом с местом бывшей церкви по проекту архитектора В.Н.Мухина была построена новая церковь во имя Феодосия Черниговского).
Историк Валерий Крестьянников
Фотографии предоставлены автором