Продолжаем знакомить читателей sevkor.ru с уникальной коллекцией высказываний о Севастополе, начало здесь
Лоцманы Морской Библиотеки. Валентина Сапегина.
Коллекцию высказываний о Севастополе исторических лиц и наших современников библиотекарь-библиограф Валентина Сапегина начала собирать в 2010 году. Как специалист с хорошим профильным вузовским образованием, она прекрасно понимала, что библиотечное многотомие – не просто сборник сюжетов, положенных на печатный лист, а еще и кладовая достоверной исторической информации. При этом информация иногда настолько погружена в текст, что даже для ее противников кажется незначительной. Подумаешь, какое-то высказывание на целый том! Но собранные вместе, нанизанные на единую нить, отдельные фразы складывают целые учения, истины, с которыми не поспоришь.
Вот так же и слово от нашей флотской крепости. Оно изначально было пропитано русским духом. И Валентина Анатольевна начала защищать историческую правду о Севастополе задолго до того, как мы вернулись в родную гавань.
Вице-адмирал В. А. Корнилов: «… Чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем – невозможно!»
После затопления кораблей Черноморского флота он обратился к морякам: «Москва горела, но Русь от этого не погибла, напротив – стала сильнее! Бог милостив! Помолимся ему и не допустим врага покорить себя!»
«Товарищи, на нас лежит честь защиты Севастополя, защиты родного нам флота! Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, сзади нас море».
В истории сохранились, по крайней мере, три версии слов, которые произнес умирающий Корнилов. Так, император Николай I, обращаясь к вдове Корнилова, писал: «Я не могу более почтить покойного, как повторить его слова: «Я счастлив, что умираю за Отечество». Тогда как капитан-лейтенант Жандр в своих воспоминаниях утверждает: «Адмирал успел сказать: «Благослови, Господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот». Также сохранился и третий, самый известный и самый краткий вариант предсмертных слов Владимира Корнилова: «Отстаивайте же Севастополь!»
Император Александр II: «Имя Севастополя, столь многими страданиями купившего себе бессмертную славу, имена его защитников пребудут в памяти и сердцах всех русских».
Император Александр III 6 мая 1886 года на волнах Севастопольской бухты в приказе «Черноморскому флоту» призвал флот к жизни: «Прошло тридцать с лишком лет, как черноморский флот, совершив славные подвиги, принес себя в жертву для блага России и перенесся духом на памятные холмы Севастополя. Ныне флот этот возникает вновь на радость долго скорбевшего о нем отечества…»
Лев Николаевич Толстой, классик мировой литературы и защитник Севастополя в период Крымской войны и первой обороны: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и, чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…»
«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Какой бы завоеватель ни покушался на нашу землю, ему ничего не доставалось здесь, кроме горящих развалин, тлена и позора. А на скрижалях памяти человечества Севастополь всегда оставался непобежденным!
Продолжение следует…