В Севастополе состоялся первый премьерный показ спектакля «Мастер и Маргарита»

Череда премьер началась с общественного показа, на который в Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского были приглашены коллеги, журналисты, родня профессиональная и семейная. И еще до третьего звонка зал был переполнен.

Художественный руководитель и главный режиссер театра Григорий Лифанов не стал подниматься на сцену, а обратился к гостям из зрительских рядов:

– Спасибо, что пришли. Сегодня у нас и генеральная репетиция, и сдача, и первая встреча со зрителем. По сути – ответственейшее тестирование. Просим не быть снисходительными, наоборот – требовательными. Коль уж взялись за такой материал, поставили перед собой очень серьезную задачу, значит, должны этому соответствовать. В работе над булгаковским романом мы многое для себя взяли и сейчас  передаем это вам, судите сами…».

Тяжелая кулиса, как мощная дверь в мистический мир Булгакова, поднялась, и началось повествование о любви Мастера и Маргариты и о судьбе творца, автора, который во все времена мучительно работает над своим произведением и тяжело расплачивается за творческий взлет. Ибо найти понимание и признание среди современников при жизни удается далеко-далеко не каждому, а перекрестье добра и зла, веры и неверия, святости и греха полно толчеи, и где та истина, которая ведет из тьмы к свету?

Более трех часов шло на сцене луначарцев грандиозное действо, доселе невиданное на этих подмостках, да и вряд ли на каких-либо еще. Менялись маски, декорации, пространства, плоскости, предметы. Политический шарж, так и не разгаданный властью времен Булгакова, сложно скручивался с философской сагой времен Иешуа Га-Ноцри  и прокуратора Иудеи  Понтия Пилата. Темные, а может быть судейские силы, представлялись в нескольких ипостасях. Сам Воланд – в трех возрастах и обличиях,  а его «группа террористов» Коровьев, Кот Бегемот, Азазелло, Гелла в невероятно живых формах, от безудержно комичных до невероятно страшных. Грозный и страдающий Пилат, летящая среди звезд обнаженная Маргарита, дурной на всю отрезанную голову Берлиоз, Мастер, беззащитный в своем стремлении доказать окружающему миру, что творческий как и духовный поиск – не есть крамола… Сильнейших образов и мельчайших находок (вплоть до неупиваемой пивной кружки) на протяжении всего спектакля столько, что их невозможно перечислить. В постановке участвует вся труппа, а некоторые из актеров играют по три-четыре роли! Во всю силу развернута сценография Натальи Лось, сногсшибательны костюмы Ники Брагиной и невероятно пластическое решение спектакля хореографом Ольгой Зотовой. Об актерской же игре можно рассказывать бесконечно, радуясь тому, что многие старые знакомые проявляются в этом спектакле совершенно по-новому, словно сам Булгаков выпустил их на свободу.

И все равно спорить будут. Потому что такое грандиозное представление, которое дали луначарцы на исходе нынешнего сезона, не может не задеть самые разные зрительские чувства. Но совершенно очевидно: весь Севастополь устремится это увидеть! И уже сейчас можно гордиться, что мы все – обладатели этого театрального чуда.

Заслуженный журналист Крыма Наталия Микиртумова

Фото Татьяны Миронюк