Субботним вечером 21 июля 2018 года в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского могла не состояться одна из лучших премьер сезона – спектакль «Анна Каренина», поставленный по одноименному роману Льва Толстого главным режиссером Григорием Лифановым. Причина — заболел исполнитель одной из главных ролей. Но билеты раскуплены, зритель ждет. И спектакль состоялся! Состоялся, потому что на сцену в рабочем актерском качестве вышел сам режиссер.
История Мельпомены полна фантастических историй о том, как театральные золушки становятся королевами сцены. Для этого нужны лишь знание пьесы и гарантированная болячка или каприз примы. И вот уже восходящая звездочка в перекрестье софитов, блестяще поёт и пляшет, а ей, сбивая ладони, рукоплещет зал. На сам же деле, всякая замена в ходе подготовки или развития спектакля весьма болезненна. Как истинное произведение искусства, спектакль рождается в муках, рождается как живое существо, к которому не перекрутишь по обстоятельствам ручки и ножки. Каждый исполнитель – плоть от плоти режиссерской идеи, краска, наиболее подходящая для общей картины. Исполнители вживаются в сценическое действо, становятся частью его, а случайный фрагмент пазла, даже почти подходящий по форме, только разрушает рисунок.
Тем не менее, жизнь то и дело испытывает театр. И в этом смысле лифановская «Каренина» просто показательна. Она уже пережила два варианта постановки, явив зрителю двух исполнителей и роли Анны, и роли Вронского. И вот теперь еще одно испытание: на сцену не может выйти заслуженный артист Украины Виталий Таганов, исполнитель роли Алексея Александровича Каренина. Что делать?!
Можно ли было предположить, что сам режиссер решится закрыть собой амбразуру. На что он надеялся? На знание пьесы, выношенный авторский замысел, а, может, на собственную, близкую к типажу аристократическую внешность… Не в этом суть. Билеты раскуплены, а до аншлага их добрали особо любопытствующие театралы и коллеги. К рампе, режиссер!
На удивление, его выход не вызвал в зрительских рядах и шепотка. Зал был столь увлечен действом, что даже ожидая Лифанова, не заметил, как он появился. Потому что появился не Григорий Алексеевич, а Алексей Александрович и органично влился в общее повествование, не разрушая и не нарушая его.
Потом, наверное, будут спорить, переиграл режиссер своего актера или не доиграл, пусть спорят. Важнее другое: он погрузился в полотно уже состоявшегося спектакля с той деликатностью, которая не нарушает найденных верных красок, привнеся то, что делает повествование целостным. И как это верно! Состоявшийся спектакль всегда важнее любых персоналий. А спектакль «Анна Каренина» именно такое – неординарное, состоявшееся сценическое явление. В нем нет смысла тянуть на себя одеяло, в нем важнее найти свою ноту в общей партитуре. Лифанов нашел такую ноту – он нарисовал Каренина благородной пастелью, изящно и тонко, и лично мне это очень пришлось по душе. Поверилось: обманешь такого человека, действительно кинешься под паровоз. Между страстью и долгом у героини нет другого выхода, кроме… совести.
Если же говорить просто, режиссер как истинный профессионал спас спектакль, который хотели увидеть так много зрителей. Думаю, разочарованных не было, хотя бы судя по бурным финальным аплодисментам. Мы стали свидетелями эксклюзивного действа, которое не повторяется, как в старых шапито, над которыми выписывалось: «Только одна гастроль!».
Наталия Микиртумова, заслуженный журналист Крыма
Фотографии предоставлены пресс-службой театра им. Луначарского