Севастополь. А ты пойдешь в оперу и на балет!?

Одной из отрадных культурных новостей нынешнего летнего сезона стало публичное оглашение перед президентом России планов строительства в Севастополе Театра оперы и балета, дополненного хореографическим училищем на 250 воспитанников и интерната для них. Это уже третий проект будущего, который дает перспективу строительства в городе новых зданий для Театра танца имени Елизарова, Севастопольского ТЮЗа и других учреждений культуры.

По крайней мере, именно так – «доминантой нового культурного прорыва» назвала создание севастопольского Театра оперы и балета вице-премьер Ольга Голодец, подчеркнув, что именно с центра искусств такого профиля и уровня начинается любая столица.

Конечно, осознавать себя столицей очень приятно, особенно, когда твой родной город исторически уже имеет такой статус, правда, чисто флотский. Но это же славно добавить к военно-морскому профилю еще и высокое культурное качество, которое, несомненно, привлечет к нам новых и новых гостей, туристов, поклонников высоких искусств. Не случайно буквально на каждой пресс-конференции в честь прибытия в Севастополь крупных столичных театральных деятелей им по традиции задается вопрос: «А реален ли здесь музыкальный театр или филармония?» Например, об этом представители местных СМИ недавно спрашивали генерального директора Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, заслуженного деятеля искусств России Юрия Шварцкопфа, когда прославленный питерский театр показывал нам свою программу в рамках федерального проекта «Большие гастроли».

Юрий Алексеевич не смутившись ответил, что филармония или музыкальный театр, опера – это всегда прекрасно, но кроме здания и соответствующего оборудования для него надо иметь высокопрофессиональную труппу и, как ни странно, немалую аудиторию, приходящую в оперный зал не раз в году показать себя, а с тем постоянством, которое даст возможность театру материально выживать. «Иначе к вам придется привозить и музыкантов, и зрителей!» – заключил он. На реплику о том, что и в Севастополе немало прекрасно поющих артистов, он честно признался, что, мягко говоря, с большим скептицизмом относится к музыкальным спектаклям, которые ставятся драматическими или другими непрофильными театрами.

Лично я спрашивала о возможности открытия Театра оперы и балета в Севастополе у многих деятелей искусств нашего города. Скажем, у народной артистки России Валентины Поповой, заслуженной артистки России Ольги Панкратовой. И каждая интерпретировала ответ по-своему. Валентина Поликарповна порадовалась, что среди молодых артистов Драмтеатра имени Бориса Лавренева немало отменно поющих актеров, что позволяет лавреневцам ставить даже мюзиклы. А Ольга Панкратова честно призналась, что для ее коллег, обладающих хорошими вокальными данными и соответствующим образованием, большей нуждой являются подмостки, где можно просто честно зарабатывать на жизнь, а не опускаться до ресторанных чаевых. И в этом плане для них более перспективен центр музыкальных искусств с широким репертуарным диапазоном.

Словом, после общения на эту тему невольно приходишь к мысли, что Театр оперы и балета у нас – нечто схожее с шикарным тортом для едоков, в основном питающихся сухариками. Он будет не столько принадлежностью севастопольцев, сколько приезжей элиты, способной оплатить высокий уровень, изысканность музыкальной классики. Опера «второго сорта» никому не нужна, а первый сорт очень и очень дорог.

Так что если выбирать между Театром оперы и балета и достойным концертным залом с современной технической начинкой, где могут выступать музыканты любого профиля, от симфонических оркестров и оперных солистов до балетных танцовщиков и мюзик-холла, я бы голосовала именно за последний, более демократичный эконом-вариант.

Добавлю, о бесценной классике замечательно думается в поликлинической очереди, среди десятков измученных ожиданием приема к терапевту пациентов. Вот бы сначала усадить этих страдальцев в комфортабельный медицинский центр со всеми крайне потребными севастопольцам специалистами, а уже потом облачать выздоравливающих в смокинги и вечерние наряды для встречи с «Риголетто» или «Аидой».

Понимаю, что многие не разделят моего категорического мнения. Но продолжаю на нем настаивать.

Наталия Микиртумова

3 комментариев на “Севастополь. А ты пойдешь в оперу и на балет!?

  1. Да что же вы всё болеете?! Может море мешает быть здоровыми?! Выздоравливайте!)

    1. Уважаемый аятакой! Вы совсем мимо темы! И сразу видно, что не севастополец. В том-то и дело, что нам до моря и бегать-то некогда. Но все это только подтверждает, что и в оперу будут выезжать в основном визитеры, которым легко скакнуть в самолет, провести бархатный вечер у моря, насладиться теноровыми изысками и убыть к местам своего отмывания бабок. А нам останутся разве что скромные рублики с налоговых сборов, которые состоятельные господа, как известно, обеспечивают по минимуму. Такая вот опера…

      1. Бывали мы в провинциальных операх и балетах. Жуть. А в Севастополе будет ещё хуже. Для начала всем надо посетить музтеатр в Симферополе. И мысль о строительстве здания оперного театра отпадёт сама собой.

      2. Землячка. До того как говорить о великом русском балете или русской оперной школе — птдумайте о русской литературе. Уж насколька ВАМ повезло — думайте сами, но литература, к счастью, всегда за словами покажет — о чём думает «автор» и что у него за душой. И кому он «служит». Вот «Севастопольские рассказы » Льва Николсевича Толстого — служат ….
        А Вы прислуживаете… И кому — видно.
        На море оне не ходють… Некогда им’с…
        В ванну соль насыпайте и глаза закройте.
        И времени на море не жалко.

      3. Землячка. До того как говорить о великом русском балете или русской оперной школе — птдумайте о русской литературе. Уж насколька ВАМ повезло — думайте сами, но литература, к счастью, всегда за словами покажет — о чём думает «автор» и что у него за душой. И кому он «служит». Вот «Севастопольские рассказы » Льва Николсевича Толстого — служат ….
        А Вы прислуживаете… И кому — видно.
        На море оне не ходють… Некогда им’с…
        В ванну соль насыпайте и глаза закройте.
        И времени на море не жалко.

  2. Оперный и балетный театр в России — исторически сложившееся мощное оружие против холодной войны. Оперный и балетный театр — не только в России — во всём мире — очаг культуры, глобальный педагогический проект (к примеру, в Венеции 17 века было 20 театров — и почти во всех пели, ставили танцы). В СССР построили больше 40 оперно-балетных театров (не считая драм.театров — их тысячи) .Несколько из о.-б. театров — сейчас уже великие потомки великой русской оперной школы и русского балетас- в бывших союзных республиках. Например — великая Хибла Гермзава — поющая в Большом театре — Заслуденная артистка Азербаджана. Но очень много выпускников — настоящих звёзд мировой оперной сцены не попадает в российские театры. На всех просто не хватает мест, а петь в хор не хотят. Довольствуются выступлениями в филармониях или выходят замуж и просто перестают петь. Например — м.сопрано Ольга Дейнека Бостон, сопрано Анна Половинкина, сопрано Ирина Помозова- Кириллова, сопрано Наталья Кучина-Меньшикова (1 место в международном конкурсе им.Нины Дорлиак, 1 место во всеросс.конкурсе имени Натальи Шпиллер и т.д., и т.п..) Жена великого (первые партии ГАБТ и МАМТ) Мавлянова — удивительное м. сопрано поёт в хоре МАМТ. — 3 место в конк.им.Наталья Шпиллер, другие призовые и весьма престижные конкурсы. А сколько потрясающих голосов — выпускников школ Вишневской или Гергиевой — в ожидании освободившихся мест 40 наших театров или потом поют на западе, но ждут — потому что петь в российских театрах — это престижней. И всегда возвращаются и в ГАБТ, и в МАМТ, и в Мариинский, и в Михайловский и т.д..И, конечно, театров в России нужно строить больше. Почему великие Захарова или Осипова — примы — одна Ковен-Гарден, вторая — Ла Скала? Почему многие наши великие молодые премьеры и первые солистки , а часто и примы танцуют и за рубежом? Не только у себя, в России? — Хотя именно российские школы балета и оперного искусства — это мировая планка. Всё остальное — ниже… — У нас пока маловато (даже при имеющихся 40 О.-б.театрах-) именно — на юге их. В Сочи нужно — как минимум два и т.д.. Ну а в Севастополе то — сам Бог велел. Богом и великой русской историей освящённое место. Виват будущему Оперному — Балетному театру в Севастополе! Виват! Виват! Виват!

    Ну а какой проект театра архитекторы выберут — пусть они сами между собой…. Тут главное, чтобы техническое оснащение было, как, например, в Мариинке 2. Где и одновременно — играется один спектакль, демонтируется всё, относящееся к только что сыгранному, и, одновременно, — монтируется сцена, оборудование и декорации третьего. Вот это — высокий класс. Ну на то Гергиев и Гергиев. Ну на то гений и гений. И за дирижёрским пультом , и театр классный построил, и управляет им бессмено — скоро уже, не за горами, как говорится, — полтинник лет будет.

    И ещё одна просьба, земляки. Не надо переносить политичесаие поппулизмы — на святое. Культура — это ПОТРЕБЛЯЕМОЕ. Увидел и услышал — сразу употребил. Хочешь не хочешь как говорится. И речь идёт — о ваших детях. И внуках. Им не ваши охаивания друг друга жрать. Дай Бог, только, чтобы быстрей театр встал.

    С уважением, И.Д.

Добавить комментарий для Иван Добр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *