Одной из отрадных культурных новостей нынешнего летнего сезона стало публичное оглашение перед президентом России планов строительства в Севастополе Театра оперы и балета, дополненного хореографическим училищем на 250 воспитанников и интерната для них. Это уже третий проект будущего, который дает перспективу строительства в городе новых зданий для Театра танца имени Елизарова, Севастопольского ТЮЗа и других учреждений культуры.
По крайней мере, именно так – «доминантой нового культурного прорыва» назвала создание севастопольского Театра оперы и балета вице-премьер Ольга Голодец, подчеркнув, что именно с центра искусств такого профиля и уровня начинается любая столица.
Конечно, осознавать себя столицей очень приятно, особенно, когда твой родной город исторически уже имеет такой статус, правда, чисто флотский. Но это же славно добавить к военно-морскому профилю еще и высокое культурное качество, которое, несомненно, привлечет к нам новых и новых гостей, туристов, поклонников высоких искусств. Не случайно буквально на каждой пресс-конференции в честь прибытия в Севастополь крупных столичных театральных деятелей им по традиции задается вопрос: «А реален ли здесь музыкальный театр или филармония?» Например, об этом представители местных СМИ недавно спрашивали генерального директора Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, заслуженного деятеля искусств России Юрия Шварцкопфа, когда прославленный питерский театр показывал нам свою программу в рамках федерального проекта «Большие гастроли».
Юрий Алексеевич не смутившись ответил, что филармония или музыкальный театр, опера – это всегда прекрасно, но кроме здания и соответствующего оборудования для него надо иметь высокопрофессиональную труппу и, как ни странно, немалую аудиторию, приходящую в оперный зал не раз в году показать себя, а с тем постоянством, которое даст возможность театру материально выживать. «Иначе к вам придется привозить и музыкантов, и зрителей!» – заключил он. На реплику о том, что и в Севастополе немало прекрасно поющих артистов, он честно признался, что, мягко говоря, с большим скептицизмом относится к музыкальным спектаклям, которые ставятся драматическими или другими непрофильными театрами.
Лично я спрашивала о возможности открытия Театра оперы и балета в Севастополе у многих деятелей искусств нашего города. Скажем, у народной артистки России Валентины Поповой, заслуженной артистки России Ольги Панкратовой. И каждая интерпретировала ответ по-своему. Валентина Поликарповна порадовалась, что среди молодых артистов Драмтеатра имени Бориса Лавренева немало отменно поющих актеров, что позволяет лавреневцам ставить даже мюзиклы. А Ольга Панкратова честно призналась, что для ее коллег, обладающих хорошими вокальными данными и соответствующим образованием, большей нуждой являются подмостки, где можно просто честно зарабатывать на жизнь, а не опускаться до ресторанных чаевых. И в этом плане для них более перспективен центр музыкальных искусств с широким репертуарным диапазоном.
Словом, после общения на эту тему невольно приходишь к мысли, что Театр оперы и балета у нас – нечто схожее с шикарным тортом для едоков, в основном питающихся сухариками. Он будет не столько принадлежностью севастопольцев, сколько приезжей элиты, способной оплатить высокий уровень, изысканность музыкальной классики. Опера «второго сорта» никому не нужна, а первый сорт очень и очень дорог.
Так что если выбирать между Театром оперы и балета и достойным концертным залом с современной технической начинкой, где могут выступать музыканты любого профиля, от симфонических оркестров и оперных солистов до балетных танцовщиков и мюзик-холла, я бы голосовала именно за последний, более демократичный эконом-вариант.
Добавлю, о бесценной классике замечательно думается в поликлинической очереди, среди десятков измученных ожиданием приема к терапевту пациентов. Вот бы сначала усадить этих страдальцев в комфортабельный медицинский центр со всеми крайне потребными севастопольцам специалистами, а уже потом облачать выздоравливающих в смокинги и вечерние наряды для встречи с «Риголетто» или «Аидой».
Понимаю, что многие не разделят моего категорического мнения. Но продолжаю на нем настаивать.
Наталия Микиртумова
Да что же вы всё болеете?! Может море мешает быть здоровыми?! Выздоравливайте!)
Уважаемый аятакой! Вы совсем мимо темы! И сразу видно, что не севастополец. В том-то и дело, что нам до моря и бегать-то некогда. Но все это только подтверждает, что и в оперу будут выезжать в основном визитеры, которым легко скакнуть в самолет, провести бархатный вечер у моря, насладиться теноровыми изысками и убыть к местам своего отмывания бабок. А нам останутся разве что скромные рублики с налоговых сборов, которые состоятельные господа, как известно, обеспечивают по минимуму. Такая вот опера…
Бывали мы в провинциальных операх и балетах. Жуть. А в Севастополе будет ещё хуже. Для начала всем надо посетить музтеатр в Симферополе. И мысль о строительстве здания оперного театра отпадёт сама собой.
Землячка. До того как говорить о великом русском балете или русской оперной школе — птдумайте о русской литературе. Уж насколька ВАМ повезло — думайте сами, но литература, к счастью, всегда за словами покажет — о чём думает «автор» и что у него за душой. И кому он «служит». Вот «Севастопольские рассказы » Льва Николсевича Толстого — служат ….
А Вы прислуживаете… И кому — видно.
На море оне не ходють… Некогда им’с…
В ванну соль насыпайте и глаза закройте.
И времени на море не жалко.
Землячка. До того как говорить о великом русском балете или русской оперной школе — птдумайте о русской литературе. Уж насколька ВАМ повезло — думайте сами, но литература, к счастью, всегда за словами покажет — о чём думает «автор» и что у него за душой. И кому он «служит». Вот «Севастопольские рассказы » Льва Николсевича Толстого — служат ….
А Вы прислуживаете… И кому — видно.
На море оне не ходють… Некогда им’с…
В ванну соль насыпайте и глаза закройте.
И времени на море не жалко.
Оперный и балетный театр в России — исторически сложившееся мощное оружие против холодной войны. Оперный и балетный театр — не только в России — во всём мире — очаг культуры, глобальный педагогический проект (к примеру, в Венеции 17 века было 20 театров — и почти во всех пели, ставили танцы). В СССР построили больше 40 оперно-балетных театров (не считая драм.театров — их тысячи) .Несколько из о.-б. театров — сейчас уже великие потомки великой русской оперной школы и русского балетас- в бывших союзных республиках. Например — великая Хибла Гермзава — поющая в Большом театре — Заслуденная артистка Азербаджана. Но очень много выпускников — настоящих звёзд мировой оперной сцены не попадает в российские театры. На всех просто не хватает мест, а петь в хор не хотят. Довольствуются выступлениями в филармониях или выходят замуж и просто перестают петь. Например — м.сопрано Ольга Дейнека Бостон, сопрано Анна Половинкина, сопрано Ирина Помозова- Кириллова, сопрано Наталья Кучина-Меньшикова (1 место в международном конкурсе им.Нины Дорлиак, 1 место во всеросс.конкурсе имени Натальи Шпиллер и т.д., и т.п..) Жена великого (первые партии ГАБТ и МАМТ) Мавлянова — удивительное м. сопрано поёт в хоре МАМТ. — 3 место в конк.им.Наталья Шпиллер, другие призовые и весьма престижные конкурсы. А сколько потрясающих голосов — выпускников школ Вишневской или Гергиевой — в ожидании освободившихся мест 40 наших театров или потом поют на западе, но ждут — потому что петь в российских театрах — это престижней. И всегда возвращаются и в ГАБТ, и в МАМТ, и в Мариинский, и в Михайловский и т.д..И, конечно, театров в России нужно строить больше. Почему великие Захарова или Осипова — примы — одна Ковен-Гарден, вторая — Ла Скала? Почему многие наши великие молодые премьеры и первые солистки , а часто и примы танцуют и за рубежом? Не только у себя, в России? — Хотя именно российские школы балета и оперного искусства — это мировая планка. Всё остальное — ниже… — У нас пока маловато (даже при имеющихся 40 О.-б.театрах-) именно — на юге их. В Сочи нужно — как минимум два и т.д.. Ну а в Севастополе то — сам Бог велел. Богом и великой русской историей освящённое место. Виват будущему Оперному — Балетному театру в Севастополе! Виват! Виват! Виват!
Ну а какой проект театра архитекторы выберут — пусть они сами между собой…. Тут главное, чтобы техническое оснащение было, как, например, в Мариинке 2. Где и одновременно — играется один спектакль, демонтируется всё, относящееся к только что сыгранному, и, одновременно, — монтируется сцена, оборудование и декорации третьего. Вот это — высокий класс. Ну на то Гергиев и Гергиев. Ну на то гений и гений. И за дирижёрским пультом , и театр классный построил, и управляет им бессмено — скоро уже, не за горами, как говорится, — полтинник лет будет.
И ещё одна просьба, земляки. Не надо переносить политичесаие поппулизмы — на святое. Культура — это ПОТРЕБЛЯЕМОЕ. Увидел и услышал — сразу употребил. Хочешь не хочешь как говорится. И речь идёт — о ваших детях. И внуках. Им не ваши охаивания друг друга жрать. Дай Бог, только, чтобы быстрей театр встал.
С уважением, И.Д.