Губернатор Севастополя Сергей Меняйло неоднократно заявлял, что у него нет конфликта со спикером Законодательного Собрания Севастополя (ЗС) Алексеем Чалым. «Этот конфликт был надуман, его нет. В предвыборной кампании были третьи силы, и до сих пор они существуют, их цели – вбить между нами клин. У нас единое понимание целей, что должно быть в Севастополе, какой он должен быть. Соответственно, есть задачи, которые должна решать как законодательная власть в рамках своей компетенции, так и исполнительная власть», — говорил он месяц тому в эфире «Русской службы новостей».
Но отказ Законодательного Собрания Севастополя голосовать за губернаторские законопроекты, призванные национализировать имущество украинских компаний, в частности, «Севморзавод» президента Украины Петра Порошенко, говорит об обратном.
Что не поделили?
Конфликт между Чалым и Меняйло возник в конце августа 2014 г. — незадолго до начала избирательной кампании в Севастополе. Тогда Чалый сделал неоднозначное заявление по поводу руководства города. «В апреле я совершил ошибку, в результате чего к власти в городе пришли люди, обладающие редким сочетанием двух противоречивых качеств: некомпетентности и чванства. Таким образом, я подвел вас и подвел президента, в связи с чем, видимо, должен извиниться. Поняв, к чему клонится ситуация, я попытался ее исправить, но этого не получилось из-за того, что в моем ближнем окружении нашлись предатели», — заявил Чалый. Причину своего недовольства и имен предателей в своем окружении «народный мэр» называть не стал. Однако многие СМИ и эксперты адресовали его слова и. о. губернатора Севастополя, вице-адмиралу Сергею Меняйло, который был назначен главой города по просьбе самого Чалого.
Алексей Чалый во время митинга в Севастополе в феврале 2014 г.
Среди основных причин конфликта Чалого с Меняйло называют различное видение развития города и подходы к его управлению. Мол, Чалый, который пришел во власть из бизнеса (он владеет компанией «Таврида Электри» — производит оборудование в сфере электроэнергетики), выступает за развитие города, как крупного промышленного и туристического центра. Он понимает бизнес и учитывает его интересы. А бывший морской офицер Меняйло хочет восстановить в Севастополе экономическую модель времен СССР, когда город в основном обеспечивался за счет военных. Для него интересы государства превалируют над интересами бизнеса.
Впрочем, бытует мнение, что конфликт между Чалым и Меняйло был придуман специально под выборы. «Народный мэр» вел своих людей на выборы от «Единой России» по мажоритарным округам и ему нужно было активизировать своих избирателей. Заявление о некомпетентности и чванстве властей хороший способ стимулировать аудиторию. При этом сам Меняйло и его команда также участвовала в выборах от «Единой России», но они шли в партийном списке.
В итоге 23 из 25 мест в Законодательном Собрании города досталось «Единой России». 2 кресла заняли представители ЛДПР. Чалый получил кресло спикера ЗС и установил контроль над севастопольским парламентом. После этой победы Чалый «зарыл топор войны» с вице-адмиралом. 9 сентября 2014 г. 21 депутат ЗС, включая Чалого и его людей, проголосовали за избрание Меняйло главой Севастополя.
Первый сбой
Мир между Чалым и Меняйло продлился недолго. Первый раз они обменялись «ударами» при голосовании за закон «О налоговых ставках».
Губернатор Сергей Меняйло (на переднем плане) во время Дня народного единства в ноябре 2014 г.
Этот закон должен был быть принят в рамках создания Свободной экономической зоны в Крыму (СЭЗ). Однако при его подготовке возник спор вокруг размера ставок. Правительство хотело утвердить размер ставок по налогу на прибыль, который зачисляется в бюджет города, на уровне Крыма (2% в течение 3-х лет, затем на 5 лет в размере 6%). Чалый же предлагал на 3 года вообще освободить инвесторов от этого сбора, а затем ввести налог в размере 10% от прибыли.
23 декабря 2014 г. вопреки просьбе правительства ЗС голосует за полное избавление резидентов СЭЗ от уплаты налога на прибыль в бюджет Севастополя в течение 3 лет.
Меняйло дает ответ уже после новогодних праздников.
13 января 2015 г. губернатор ветирует этот закон. Свое решение он объясняет тем, что в Севастополе должны быть приняты ставки аналогичные Крыму – на первые 3 года – 2%, на последующие 5 лет — 6%, после — 13,5%. Кроме того, видимое снижение ставок фактически увеличит налоговую нагрузку на предприятия-участники реестра СЭЗ в сопоставимых периодах почти в 1,5 раза, что может привести к оттоку инвестиций в перспективе и негативно повлияет на инвестиционный климат Севастополя.
В начале февраля 2015 г. закон все же был принят в версии правительства Севастополя, но депутаты ЗС обещали внести в него свои правки.
Национализация разделила
Очередным «камнем преткновения» для исполнительной и законодательной власти Севастополя стал вопрос национализации имущества украинских компаний. Правительство Севастополя на прошлой неделе внесло в ЗС ряд законопроектов, которые должны были узаконить национализацию имущества украинских компаний в Севастополе.
В частности, законопроекты «О национализации земли юридических лиц, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации», «О национализации инфраструктурных предприятий и имущества, имеющих стратегическое значение для функционирования и развития городской инфраструктуры», «О внесении изменений в закон города Севастополя от 30 декабря 2014 года №104-ЗС «Об аренде государстенного имущества города Севастополя», «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 апреля 2014 года « О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя».
Однако депутаты отказались голосовать за эти документы. Набралось только 8 голосов депутатов при минимуме в 13.
«Принятие законопроекта может отпугнуть потенциальных инвесторов», — заявил председатель комитета по градостроительству и землепользованию Вячеслав Горелов.
Ранее аналогичную позицию высказывал и спикер ЗС Чалый.
В итоге вечером 28 февраля Меняйло собрал заседание правительства, во время которого было принято постановление «О перечне объектов, подлежащих принятию в государственную собственность города Севастополя как субъекта Российской Федерации». В собственность города были переданы «Севморзавод» Порошенко и связанные с ним компании: ООО СРК «Севморсудоремонт», ГП «Внешэкономсервис», ООО СПТ «Корабел», ООО «Севмордорстрой», ООО «Севморверфь», ООО «Севмормаш», ООО «Новая эра», ООО «Севморрэмо», ООО «Югсевморсервис», ГП «Севморэнерго». Кроме того, национализированы ГП «Конструкторское бюро радиосвязь» и ООО «Инкермебель».
Если конфликта между Меняйло и Чалым нет, то различное видение решений проблем города — на лицо.