Вхождение Севастополя в состав России запустило процесс полной перестройки экономики города. Устоявшиеся деловые связи разрушились быстро, новые отношения создаются медленно и тяжело. Впрочем, динамика выздоровления «пациента» положительная.
Первыми русский Севастополь стали покидать украинские и иностранные банки, ИТ-компании, филиалы международных фирм. Прекратились или сократились до минимума инвестиции из многих стран мира (хотя в основном это были деньги из оффшоров украинских и российских бизнесменов). Упала перевалка грузов в портах, приток туристов из Украины. Из-за санкций на полуострове остановилась работа международных платежных систем, сервисов Интернета.
Власти города и России пытались предпринимать ответные шаги, чтобы компенсировать экономические потери. Вместо Visa и MasterCard, работа которых была остановлена в Крыму, Россия стала создавать Национальную систему платежных карт «Мир». Украинские и иностранные банки стали заменять российские. Однако крупные банки в Севастополь и Крым не заходят из-за опасения санкций. Из-за этого пока на полуостров вообще не заходят крупные игроки.
Из-за риска блокирования фур украинские продукты питания стали заменять российскими аналогами. Сегодня доля украинской продукции на прилавках магазинов Севастополя не превышает 30%.
Чтобы привлечь инвесторов на территории Крыма и Севастополя была создана Свободная экономическая зона с беспрецедентными льготными условиями, но пока особого эффекта от этого нет. Все преференции перечеркивает риск санкций. Поэтому в рамках СЭЗ в Севастополь пока вкладывают деньги мелкие игроки.
Перевалка грузов в Севастопольском порту упала до минимума. По итогам 2013 г. Севастопольский порт переработал 4,8 млн. тонн грузов. За первое полугодие 2015 г. – около 100 тыс. тонн. В основном порт работал с зерном и металлом, который частично шел из Украины. Почти весь груз проходил через компанию «Авлита», которая принадлежит украинскому магнату Ринату Ахметову.
Основной драйвер экономики Севастополя во времена Украины – земля и недвижимость. После вхождения города в состав России активность на этом рынке спала. Но с начала 2015 г. застройщики вновь возобновили деятельность.
Относительно стабильно себя чувствуют производители вина. Правительство Севастополя в 2014 г. готовилось национализировать некоторые винодельческие предприятия города, но позже отказалось от этой идеи. Некоторые компании стали активно продавать свою продукцию в России. Рынок РФ несравненно больше украинского.
«Закипела» деятельность на «Севастопольском морском заводе», который раньше принадлежал президенту Украины Петру Порошенко, но был национализирован. Сегодня он получает заказы по линии «Объединенной судостроительной корпорации» и рассчитывает на заказы от Минобороны. На военный заказ надеется и «Севастопольское авиационное предприятие».
Сфера туризм переживает не лучшие времена. Количество туристов значительно меньше, чем во времена Украины. Это обусловлено отсутствием прямого транспортного сообщения с Россией. Власти надеются, что ситуация изменится после того как будет построен мост через Керченский пролив.
Экономические итоги за 7 месяцев 2015 г.
В Севастополе растет производство продуктов питания. Производство мяса за 7 месяцев этого года выросло на 3,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, яиц – на 1,4%, выловлено рыбы более 15 тыс. тонн. Это больше на 165% чем за аналогичный период 2014 г. Производство молока упало на 2,1%. Объем выполненных строительных работ в денежно выражении вырос почти на 12% и составил 1,3 млрд. рублей. Пассажирооборот транспорта увеличился на 51%. Средняя зарплата в городе сегодня 26,3 тыс. рублей. Объем розничной торговли за 7 месяцев 2015 г. – 20 млрд. рублей. Инфляция за 7 месяцев – 16,2%. В Центре занятости города по состоянию на июль зарегистрировано 1176 безработных. По состоянию на январь 2015 г. их было 2339 человек. За последний год численность Севастополя выросла примерно на 30 тыс. человек. Сегодня в городе проживает почти 410 тыс. горожан. В основном в Севастополь едут жители России.