Готов ли Севастополь к прямым выборам губернатора

IMG_725818 октября 2016 года депутаты Законодательного собрания Севастополя рассмотрят законопроект «О внесении изменений в Устав города Севастополя», который, в частности, касается прямых выборов губернатора города. Тема всенародных выборов главы Севастополя муссируется уже два года, и впервые органы власти демонстрируют единодушие в вопросе: определять ли губернатора самим, или оставить право выбора президенту государства. В случае, если во вторник будет принято положительное решение, голосовать за кандидатов на главный пост в администрации севастопольцы будут, возможно, уже следующей осенью. Готов ли город к такой ответственности, и какой опыт в этом ключе имеется у других субъектов РФ – об этом РИА Новости (Крым) пообщались с экспертами и жителями города русских моряков.

Особенно активно вопрос всенародных выборов главы города поднимали депутаты из группы бывшего спикера Заксобрания Алексея Чалого, используя его как инструмент борьбы с «неугодным» для них губернатором Сергеем Меняйло. Впрочем, даже после перевода Меняйло на должность полпреда в Сибирском федеральном округе и назначения врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова вопрос прямых выборов главы региона не ушел с повестки дня. 3 октября 2016 года депутаты из группы Чалого внесли в Законодательное собрание проект закона, который касался прямых выборов губернатора.

«За» и «Против»

По мнению председателя Законодательного собрания Севастополя Екатерины Алтабаевой, прямые выборы губернатора города отвечают интересам большинства горожан. «Народный суверенитет, который прописан у нас в конституции, безусловно, через прямые выборы глав субъектов РФ осуществляется в непосредственном и явном виде. Хотя и другой вариант, когда Законодательное собрание выбирает из тех кандидатур, которые представлены президентом РФ, это тоже демократическая норма, и она имеет право на существование. Но нам все-таки кажется, что норма, когда севастопольцы будут выбирать главу субъекта, будет больше удовлетворять их потребностям…», — сказала она.

По мнению Екатерины Алтабаевой, в случае поддержки прямых выборов губернатора голосование можно провести уже осенью следующего года. «После того как будут отрегулированы все законодательные нормы, можно будет говорить о планировании процесса, но поскольку у нас в РФ обычно для выборов предполагается единый день голосования, мне так кажется, что это будет уже в 2017 году», — отметила спикер Заксобрания Севастополя.

Врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников также высказался в поддержку прямых выборов севастопольского градоначальника. Об этом он сказал во время круглого стола по обсуждению законопроекта «О внесении изменений в Устав города Севастополя».

«Что касается прямых выборов, то, подписывая это письмо (правки к законопроекту от правительства – ред.), я напрямую сформулировал свою личную позицию – это прямые всенародные выборы, не депутатами Законодательного собрания, а жителями города Севастополь», — отметил Овсянников.

По его мнению, форма прямых выборов наиболее демократична и актуальна для Севастополя, который полностью интегрировался в российскую правовую систему.

IMG_0868Севастопольский писатель Платон Беседин уверен, что залог успеха для города-героя вовсе не в том, как именно будут выбирать губернатора. «Я думаю, что необходимо подходить к этому вопросу с двух сторон. С одной стороны, конечно, прямые выборы нужны. С другой, безусловно, нет. Почему? Севастопольцы ждут, что они сами смогут выбирать своего губернатора. Мы помним, что при Украине одна из главных претензий севастопольцев к центральной власти была в том, что мэра назначали, а не выбирали. С другой стороны, Севастополь не так давно в законодательном смысле стал Россией и, безусловно, есть разного рода трудности. К сожалению, усилиями некоторых людей Севастополь из «точки сборки» новой России превращен в «точку разборки». Здесь очень серьезные мировоззренческие, политические и социально-экономические конфликты. Поэтому я боюсь, что прямые выборы сейчас в данных условиях могут привести к возрастанию противоречий, к ухудшению и дестабилизации ситуации», — отметил Беседин.

Председатель севастопольского отделения региональной общественной организации «Русское Единство» Елена Маркина считает, что в вопросе определения руководителя Севастополя следует довериться президенту. «Что касается лично моего мнения, меня удивляет спешка (принятия решения о прямых выборах губернатора – ред.). Я не верю в то, что можно идеально провести выборы. Я считаю, что ответом на этот вопрос может быть прямое назначение президентом. Тогда у президента будут рычаги управлять на губернатора, которому поручили возглавить город», — считает Маркина.

Председатель севастопольской организации союза журналистов России, кандидат политических наук Сергей Горбачев уверен — всенародным выборам главы Севастополя быть. «Украина не давала Севастополю выбирать своего мэра, предполагая, что изберут человека, который будет неугодным Киеву. Севастополь стал первым городом на Украине, где президент страны назначил главой администрации своего представителя. Затем эта практика распространилась на всю Украину. Это вызывало недовольство севастопольцев, протесты. После возвращения в «родную гавань» вопрос выборов руководителя города не потерял актуальности. Самым демократичным способом, по моему мнению, являются прямые выборы. Есть уверенность, что этот вопрос будет решен», — резюмировал журналист.

Депутат Законодательного собрания Севастополя Борис Колесников считает, что точку в вопросе способа определения руководителя города должен поставить народ. «Моя позиция – прежде чем принимать такое решение, необходимо провести общественные слушания и спросить мнение людей. Как люди решат, так тому и быть», — сказал Колесников.

img_0728История вопроса

В современной истории России система назначения руководителей регионов менялась несколько раз. Это зависело от вызовов, которые возникали перед государством, рассказал заместитель директора института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов. «В самом начале существования РФ – в первой воловине 90-х практиковалось назначение президентом высших должностных лиц. В середине 90-х выборы проходили почти во всех субъектах России. В 2004 году перешли от прямых выборов высших должностных лиц к процедуре наделения полномочиями. Это было следствием теракта в Беслане, который выявил достаточно существенные проблемы в коммуникациях различных уровней власти. Поэтому возникла отчетливая необходимость укрепления вертикали власти. Это была достаточно сложная процедура, которая включала в себя в качестве участников процесса законодательный орган субъекта федерации, президента и партию, победившую на выборах в данном субъекте федерации. Процедура несколько раз менялась, претерпевала некоторую эволюцию», — рассказывает политолог.

К 2012 году, как отмечает Шаповалов, необходимость назначения руководителей регионов отпала в большей части страны — по мере нормализации ситуации и формирования единого политического и конституционного пространства России. Такая практика осталась, например, в некоторых регионах Кавказа. 75 из 85 регионов России выбирают своего руководителя. «В соответствии с современным российским законодательством субъект федерации может выбрать один из двух вариантов – либо прямые выборы высшего должностного лица, либо процедуру наделения полномочиями, что в настоящий момент существует в Севастополе», — пояснил политолог.

По словам Шаповалова, Крым и Севастополь успешно прошли переходной период интеграции в российское правовое поле. Сегодня ситуация на полуострове спокойна, поэтому выборы руководителей проводить можно.

«Примером Севастополя может воспользоваться и Крым», — считает он.

Его крымский коллега политолог Александр Форманчук парирует: «Вряд ли. Для Республики Крым ситуация в отличие от Севастополя сохранялась на уровне высокой консолидации ветвей законодательной и исполнительной власти. И мы видим, что Владимир Константинов (председатель Госсовета Крыма – ред.) и Сергей Аксенов (глава Республики Крым – ред.) работают в условиях полного доверия друг к другу, координации усилий. Для Республики Крым прямые выборы не являются серьезным первостепенным вопросом».