Ломать — не строить. Как решить проблему стихийных свалок в Севастополе?

Строительный мусор — чуть ли не главная новостная тема в Севастополе за последнее время. Только за первые 6 месяцев 2019 года в Севастополе обнаружено около 1500 стихийных свалок. 

Строительный мусор относиться к отходам 1-4 класса опасности. Он может содержать вещества, потенциально опасные для человека и экологии: асбест, стекловолокно, битумные смолы. Это шифер, битумная черепица или рубероид, минеральные утеплители, асфальт и многое другое. Сюда же относятся остатки любых химикатов, использующихся в строительстве. 

Каждая из полутора тысяч стихийных свалок — маленькое экологическое бедствие, которые в ближайшем будущем могут превратиться в одну большую катастрофу. Как ее избежать, как избавить город от опасного мусора, и самое главное кто сваливает его в севастопольских пригородах?

Официально, но далеко и дорого!
Тарифы на вывоз строительного мусора в Севастополе — в среднем 750 рублей за м куб. При этом минимальный оплачиваемый объем — 8 м куб. или 6 тыс. руб. За эти деньги вам поставят специальный контейнер под загрузку на срок от 3-х до 7 дней. Когда речь идет о разовых ремонтных работах (например перепланировке помещения) — вроде бы и не дорого, но при больших объемах цифры ощутимые. 

Все как один перевозчики строительного мусора говорят, что единственное место, куда его можно отвозить официально — Тургеневский карьер в Белогорском районе. Мы связались с предприятием и выяснили, что отходы со стройплощадок принимают по 196 рублей за тонну.

Расстояние до карьера примерно 130-140 км. Съездить туда и обратно — 60-70 литров топлива. За один день водитель может сделать максимум два рейса. Не нужно быть экономистом, чтобы посчитать, что затраты на утилизацию 1 тонны мусора оставляют 350-400 рублей. То есть тарифы вполне адекватные, а цена ниже 500 руб. за м куб. может оказаться убыточной.

Вторая сторона вопроса — жесткое лицензирование в мусорной отрасли, которое напрямую связанно с классом опасности. Для получения лицензии необходимо как минимум закупить специальную дорогостоящий технику для сбора и вывоза мусора. Без лицензии заключить официальный договор с полигоном невозможно. То есть единственный официальный путь утилизации мусора — заказывать услуги у лицензированных компаний.

Заводу быть! …но где?

Снизить затраты на вывоз мусора может предприятие по переработке мусора в Севастополе
Вопрос о его создание поднимается ни один год. По словам Заместителя губернатора Владимира
Базарова строительство завода по переработке планируется на 2024 год. Найден инвестор.

Однако нам стало известно, что этот проект столкнулся с объективными сложностями. Все дело в классе опасности мусора. По закону предприятие должно находится минимум в 500 метрах от любого жилья и водоохранных зон. А таких участков промышленного назначения в регионе катастрофически мало.

Перерабатывающий завод даже при более высоких тарифах частично решит проблему строительного мусора и снизит себестоимость его утилизации, так как позволит экономить на
перевозках и более эффективно использовать транспорт и рабочее время.

А нарушать-то дешевле…
В Севастополе одновременно ведутся сотни больших и маленьких строек. Платить за вывоз и
утилизацию отходов готовы не все. Дешевле погрузить его в свою «газель» и «спрятать» в ближайший лесок.  Для некоторых мелких подрядчиков такая экономия кажется допустимой, ведь штраф за свалку (от 500 рулей) значительно ниже, чем стоимость легального
вывоза мусора.
В интернете множество объявлений о вывозе строительного мусора  «газелями» или самосвалами. Цена услуг —  400-500 рублей за м куб. Мы позвонили по одному из объявлений
и нам предложили цену от 3 тыс рублей за контейнер и 7-8 тысяч за самосвал «Камаз». При этом мусор компания вывозит куда-то в Балаклаву. Сколько таких «серых» фирм работает в городе, и куда на самом деле увозят мусор — неизвестно. На городских форумах пишут о том, что 
строительные отходы иногда используют для выравнивания грунтовых дорог в садовых товариществах.

С учетом того, что белый и законный путь по вывозу мусора дорогой, особые договоренности могут быть у многих компаний на этом рынке, однако его лицензированные участники вряд ли станут разгружаться в лесополосе. Риск потерять лицензию намного существеннее полученной выгоды. По крайней мере, такой опыт уж точно не будет системным. А вот тем у кого лицензии нет, и рисковать вроде бы и не чем. Ведь штрафы мизерные.

О необходимости многократно, до 500 тыс. руб. повышать штрафы говорили и в
правительстве Севастополя. Но это была бы только часть решения. Городу нужен
полноценный кластер по высокотехнологической переработке мусора всех типов. Только так можно кардинально решить проблему.

Валерий Нек

 

Фото: fainaidea.com