Севастополь танцует по-ирландски

Естественно, не поголовно. Умеют отплясывать джигу в нашем городе с большим или меньшим успехом человек около ста пятидесяти. В основном, конечно, юношеского и детского возраста. В городе, где в массовом почете классический балет, бальные танцы, хореография других направлений, казалось бы, эка невидаль! Но зрелище северного степа такое оригинальное и темпераментное, что вопреки скромной численности прочно вошло в танцевальную палитру Севастополя.

Немного о том, как проник на российские просторы ирландский танец. В массовое сознание соотечественников джига ворвалась в начале 90-х с телеэкранов. Зрелище гипнотизировало: шеренга длинноногих девиц в строгих, но коротких нарядах зажигательно отбивала чечетку необычной конфигурации. Поражал невиданный дотоле рисунок танца: ноги выстукивали прихотливую дробь, а корпус с опущенными вдоль тела руками оставался неподвижным. Это были съемки блистательного ирландского шоу Riverdance. Даже без специальной информации было ясно, что это не эпатажный выверт столичных хореографов, основа танца — фольклорная и древняя.

Это действительно так. Зародившись в гуще народных гуляний еще в 11 веке, жестко стандартизированную танцевальную технику создали ирландские мастера пляски в 18 – 19 веках. Сопровождением служили традиционные мелодии рилов, джиги и хорнпайпов. С 16 века танец перебрался во дворцы. А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев. Но национально-политические проблемы до поры заставляли танцевальное самовыражение быть тайными. Христианской церковью оно осуждалось как «безумное». Усиливала гонения на проявления ирландской культуры и английская колонизация.  Лишь в 1929 году была основана Комиссия Ирландских Танцев, унифицировавшая правила  судейства на соревнованиях. И все же до поры ирландскими танцами увлекались немногочисленные любители. Перелом произошел в 1994 году, когда в антракте конкурса «Евровидение» выступило шоу «Riverdance» с солистами-чемпионами. Зал, да и весь мир был покорен, началось победное шествие уникальной танцевальной стилистики по странам и континентам. Таковы истоки современной танцевальной школы.

В Севастополе у истоков распространения ирландского танца стояла Мариана Петришина.

— Мариана, сейчас вы живете в Москве, но в родном городе организуете мастер-классы с участием мировых чемпионов. Как и когда вы попали под обаяние ирландского степа?

— Танцами и музыкой Ирландии я интересовалась с 1997 года, конкретно, после выступления шоу Майкла Флетли на церемонии вручения премии «Оскар». Одновременно увлеклась и американским степом. В далеком 2002 году я организовала первую в Крыму студию ирландского танца, позже, еще и шотландского. Мы начинали фактически с полного нуля, в помещении ДК бывшего завода «Муссон».

— Кто был вашим первым учителем?

— Именно ирландских танцев? Хм, заочно, конечно, учителем всех и вся был Колин Данн, который впервые приехал с классами в Москву, а до того выпустил несколько обучающих видео, тогда еще на кассетах. Еще были «обучалки» от Олив Херли, легендарная дама в узких кругах. Уже потом, с приездом Терезы Руни и других педагогов, все стало гораздо проще.

-Почему вам понравился танец?

-Ирландские танцы вовсе не один какой-то танец, есть и мягкая, и жесткая техника, при общих требованиях: выворотность, скрестность, полупальцы, и, самое главное, тайминг, ритм.

— Сколько лет вы отдали совершенствованию своей техники?

— Да все время совершенствуемся, это живое спортивное направление с постоянными изменениями. Сегодня у пользователей есть тот же Youtube, сравните записи соревнований в 90-х и сейчас – это два совершенно разных уровня. Не все преподаватели поддерживают такие инновации и многие уходят в те же Festival Irish Dances, которые танцуются под медленную музыку. Есть масса комиссий, ассоциаций, комитетов разного масштаба и географии, в принципе, везде, куда переезжали ирландцы.

— Как получилось, что сегодня вы — организатор повышения техники танца севастопольской аудитории?

— Скорее, не повышения техники, а просто популяризации данного направления. Мы все очень заинтересованы в том, чтобы ирландские танцы были в Крыму на приличном уровне. Ежегодно проводим соревнования и фестиваль, в следующем году, надеюсь, также проведем 15 июня.

— Каковы реальные проблемы распространения и совершенствования мастерства ирландского танца в нашем городе?

— Понимаете, все же это «неформат» для широкой публики, многие вообще не подозревают о существовании такого направления. Благодаря Татьяне Вариадис, руководителю школы «Dragonfly» и Надежде Демидовой, руководителю филиала «Eirindance», ирландские танцы развиваются в городе. Также наш солист, Александр Солдатов, создал в свое время прекрасную музыкальную группу Irish Evening, которые регулярно выступают на различных мероприятиях.

— Чего вы бы хотели пожелать севастопольцам, увлеченным этой танцевальной стилистикой?

-Успехов на соревнованиях и частых выступлений!

P.S.Принято считать, что скромность украшает. Пионеры и педагоги севастопольского ирландского танца не в пример своим заслугам, — блестящей технике и организаторскими способностям, —  действительно   скромны в своих притязаниях и констатациях. Но как же украшает их многолетнее   погружение в   уникальность хореографического рисунка под чарующие ритмы ирландской музыки. В этом – проявление глубины личностей, способных полюбив, оставаться подвижниками того, что однажды покорило.

Вера Иванова