Севастополь стремительно теряет статус белокаменного

Архитектурный ансамбль выведен из объектов культурного наследия

Белокаменным красавцем на фоне синей морской лазури предстает Севастополь на страницах бессмертных произведений Ивана Бунина, Антона Чехова, Александра Грина, Константина Паустовского. Но сегодня, благодаря бездушным ограниченным чиновникам, стремящимся освоить бюджеты любой ценой и наплевательски относящимся к истории города, легендарный Зурбаган рискует превратиться в заштатный провинциальный городишко, отделанный под дешевый «евроремонт».

Фасады некогда прекрасных домов исторического центра Севастополя разрушаются у нас на глазах: обваливаются вазоны и пилястры, прогнивают балясины, рассыпаются балюстрады. Для того, чтобы оценить весь масштаб трагедии, корреспонденты «Севкора» прошлись по центру города и вот только некоторые моменты наших наблюдений.

Никому ненужная красота

По всему центру множество балконов находятся в аварийном состоянии и рискуют просто обрушиться на голову прохожим. Вот, например, в таком состоянии находится один из балконов на улице Ленина.

А вот там же на улице Ленина, в паре минутах ходьбы от здания правительства города провалилась совсем недавно уложенная плитка, что также не добавляет лоска и ухоженности центру города.

Феноменально, но и здание самого правительства Севастополя фактически разрушается: обваливаются декоративные элементы, трескается штукатурка, белоснежный фасад покрывается мхом из-за отсутствия дренажа. Речь идет, конечно, о той части правительственного комплекса, которая расположена по адресу Ленина, 4. Само здание – памятник архитектуры, оно известно как Дом Ветцеля, и было построено в 90-х годах XIX столетия. До революции здесь размещалось отделение Московского международного торгового банка. Новые хозяева здания в лице севастопольских чиновников из фонда содействия капремонту и департамента городского хозяйства, по всей видимости, не сильно озабочены его сохранностью.

Безусловно? в самом удручающем состоянии находится морской фасад знаменитого Дворца пионеров. Колоннада портика в аварийном состоянии, часть колонн уже разрушается. Та же самая печальная история приключилась с колоннами на галереях, украшающих окна и балконы здания. Балконы традиционно для Севастополя в аварийном состоянии. Коммунальщики не предпринимают каких-либо мер для спасения здания, которое всегда считалось архитектурной жемчужиной города, ограничившись табличкой: «Опасно для жизни».

Это когда-то легендарный Дворец пионеров был прекрасным примером неоклассики и модернизма в архитектуре, сегодня он стал примером безразличия и нерадивости чиновников от городского хозяйства. Спасать архитектурное наследие, похоже, никто не спешит.

 

Знаменитый променад набережной Приморского бульвара тоже представляет довольно унылое зрелище: обвалившиеся балясины, прогнившая арматура, торочащая прямо из бетона, потрескавшиеся и облупленные стены.

Поднявшись на проспект Нахимова, мы видим, что и он уже потерял свою прежнюю фешенебельность. Так, на здании на проспекте Нахимова, 15, осыпается аттик и разрушаются декоративные вазоны, некогда украшавшие фасад, аналогичную картину можно наблюдать практически по всему проспекту.

Пройдясь по городскому холму, снова натыкаемся на многочисленные обрушающиеся балконы. В неприглядном виде находится и легендарная башня ветров, расположенная на улице Фрунзе, 5. Облицовка строения постепенно разрушается, за объектом культурного наследия никто не следит и не спешит приводить в порядок. Сама башня была построена в середине XIX века для вентиляции книгохранилищ Морской библиотеки, это одно из самых старых строений города, дошедшего до наших дней в первозданном виде.

Самая нарядная улица Севастополя, наша местная Тверская, недавно пережила масштабную реконструкцию. Однако фасады домов на Большой Морской начали делать только сейчас, а дворы остаются в своем прежнем довольно неприглядном виде. Вот он типичный двор центра Севастополя: облупленный фасад, разрушенные ступени, уродливые вывески.

А ведь все мы знаем, что уникальный инкерманский камень, из которого сделаны дома в историческом центре Севастополя, нельзя штукатурить, его можно либо чистить с помощью специальной техники, либо облицовывать новым инкерманским камнем.

Тем более, что в Севастополе функционирует легендарный завод «Инкерстром», который добывает инкерманский камень с 1944 года.

«Евроремонт» вместо реставрации

На Большой Морской вслед за реконструкцией пешеходной зоны и проезжей части начали масштабный ремонт фасадов домов. Ведет работы фонд содействия капитальному ремонту, подведомственный департаменту городского хозяйства. О том, как ведутся работы и насколько уместно проводить их в таком формате, мы поговорили с известным севастопольским реставратором Анатолием Пряшниковым. 

Пряшников говорит, что ситуация, связанная с реконструкцией фасадов в центре города, просто катастрофическая: и проблема даже не в том, что они медленно разрушаются, а как раз-таки в том, что их начали ремонтировать.

Корень зла, по словам реставратора, заключается в том, что накануне реконструкции Большой Морской тогдашний глава Севнаследия Сергей Рязанцев вывел архитектурный ансамбль центра города из объектов культурного наследия, иначе провести реставрацию главной улицы было невозможно.

Провести инвентаризацию домов на Большой Морской и поставить их на баланс в качестве объектов культурного наследия взялась фирма, аффилированная со скандально известной компанией «Гуар». В итоге за несколько недель статус объектов культурного наследия был присвоен более чем сорока зданиям, хотя, по словам эксперта, чтобы собрать пакет документов на один дом нужно несколько месяцев.

После работы таких подрядчиков на Большой Морской сложилась парадоксальная ситуация, когда часть домов оказалась объектами культурного наследия, а часть нет. При этом дома 56-го года являются таковыми, а дома, построенные в начале XX нет.

По словам реставратора, постановкой на учет остальных домов на Большой Морской в Севнаследии общественникам предложили заняться самостоятельно, сегодня это оказалось нужно только севастопольскому историку Степану Самошину. Пока альтруист обивает пороги архивов и собирает все необходимые документы, фонд содействия капремонта под руководством департамента городского хозяйства спешно начал ремонтировать здания. Не имеющие статуса объекта культурного наследия.

«Вот сейчас мы видим фонд содействия капремонту начал реконструкцию одного из домов на Большой Морской, недалеко от пересечения с улицей Адмирала Октябрьского. Это дом 49-го года постройки, там был гладкий фасад. Сейчас его начали делать по всем общестроительным меркам, любимое дело всех строителей его закороедить, чтобы не видно было кривизны и всяких строительных огрехов, – рассказывает Пряшников. – Более того, его покрывают желтым короедом, то есть он полностью выбьется из архитектурного ансамбля центра города. Получается, половину домов на Большой Морской закороедят, и они будут выглядеть как обычные панельки, а те дома, которые являются объектами культурного наследия когда-нибудь отреставрируют как положено».

Реставратор констатирует: сегодня мы реально теряем архитектурный ансамбль белокаменного города, его просто больше не будет.  

Да и на качественную реставрацию фасадов домов, которые все же попали в перечень объектов культурного наследия, сильно рассчитывать не приходится.

«В регионе практически нет подрядчиков, да и не только в регионе, которые бы специализировались на проведении реставрационных работ. Да и в строительстве у нас 90% людей без профильного образования. Реставраторов просто нет», – рассказывает Пряшников

В итоге получают подряды на реставрационные работы фирмы вроде «Гуар». В следствие чего в городе вот уже несколько лет стоит изуродованный музей Крошицкого и развороченный Исторический бульвар.

По всей видимости, центр Севастополя ожидает та же печальная судьба. Пока же алчные чиновники из департамента городского хозяйства вместе со своими подчиненными из фонда содействия капитальному ремонту стремятся на скорую руку сделать уродливый «евроремонт», навсегда уничтожая образ белокаменного города, оставшегося теперь только в романах великих литераторов XIX и XX веков. 

Дарья Тимофеева
Фото: Ольги Кузнецовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.