Кому выгодно его отсутствие
Севастополь стремится быть все более привлекательным и комфортным для туристов, а местные бизнесмены стараются извлекать из отдыхающих максимальную прибыль. Реклама зачастую переходит все приемлемые рамки. Хозяева кафе, магазинов, отелей и прочих компаний соревнуются размерами и пестротой вывесок, креативных растяжек и штендеров, баннерами размером в несколько этажей, а застройщики конкурируют целыми домами. Однако все эти рекламные ходы вместо дополнительной привлекательности чаще вызывают раздражение и полное отторжение, особенно у местных жителей.
Чего стоит только последний скандал с открытием магазина интимных товаров в доме на Большой Морской, где в годы войны размещался городской комитет обороны. Хозяева сети секс-шопов обклеили окна яркой броской рекламой. Разразившийся по этому поводу скандал пришлось «гасить» губернатору городу, а магазину сменить место дислокации. Но это для Севастополя единичный громкий случай. Пока горожане только мечтают, чтобы был принят единый строгий свод правил ко всем информационным конструкциям, вывескам, рекламе и ларькам на улице.
Сейчас этот свод правил модно называть – дизайн-код, но при этом он является действенным инструментом формирования комфортной среды. Он определяет общий вид целых улиц, оформления внешнего вида вывесок, входов в коммерческие помещения, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.
Первой задала моду на дизайн-код Москва. В 2014 году он был разработан для 11 улиц исторического центра. Позже они появились в Челябинске, Ижевске, Воронеже, Тобольске, Нижнем Новгороде и многих других городах. Некоторые города приняли только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но и этого хватило, чтобы улицы начали преображаться и на них появился дополнительный свет и «чистота».
На информационный запрос «Севкора» в Департаменте архитектуры и градостроительства ответили, что городской Госпрограммой «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе», утвержденной постановлением местного правительства от 17.11.2021 № 565-ПП, предусмотрено мероприятие «Разработка дизайн-кода информационных конструкций, элементов фасадов, элементов навигаций, допустимых к размещению в городе Севастополе».
Срок выполнения мероприятия указан 2022 год.
Невидимая борьба с незаконной рекламой
При этом в департаменте настаивают, что даже до разработки Программы их ведомством совместно с департаментом городского хозяйства ведется борьба с незаконно размещенными рекламными и информационными конструкциями.
Так, в 2021 году должностными лицами ДГХ проведено 2216 мониторингов городских территорий. В адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вынесено 1290 предписаний о нарушении правил благоустройства и 104 предписания о демонтаже рекламных конструкций. В случае, если рекламная конструкция не имеет маркировки, и установить собственника не представляется возможным, предписание о демонтаже не вносится. Данные рекламные конструкции включаются в приказ для демонтажа.
В 2021 году ГБУ «Парки и скверы» демонтировано 152 рекламные конструкции и 96 информационных конструкций.
Поясняется, что, если самовольная рекламная конструкция не была демонтирована в установленный предписанием срок либо владельца рекламной конструкции, присоединенной к недвижимому имуществу, в том числе к земельному участку или остановочному павильону, невозможно установить в рамках предоставленных полномочий, демонтаж опять таки ведется за счет бюджета.
Однако вряд ли кто-то видел в Севастополе демонтаж хоть одной вывески или рекламной конструкции. Стоит только вспомнить огромные разноцветные вывески на домах и остановочном комплексе на улице Юмашева, которые стали просто визитной карточкой изуродованного облика города.
Здесь горе-предприниматели прямо-таки сражаются, кто сможет себе позволить повесить баннер выше, шире, больше и «краснее». И установить их владельца не составит труда.
А вот в ответе департамента Архитектуры опят таки говорится, что ДГХ направило в УМВД почти на 500 листах все перечни самовольно установленных рекламных конструкций для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Также отмечается, что на сегодняшний день размещение информационных конструкций на территории Севастополя регулируется Правилами размещения и содержания информационных конструкций, утвержденными постановлением местного Правительства еще от 17 октября 2014. Вопрос, почему они не соблюдаются повсеместно, остается открытым.
Так удобнее застройщикам
«Уже восемь лет прошло, как Севастополь вошел в состав России. Давно пора принять единую форму тех же табличек, например, номер дома и название улиц. Это уже можно было разработать, но никому не нужно», — рассказал «Севкору» в комментариях известный севастопольский архитектор и реставратор Анатолий Пряшников.
Архитектор подчеркнул, что в Севастополе еще с советских времен существовал единый свод архитектурных правил, где были прописаны даже колористические каноны: от белого до цвета слоновой кости, поэтому наш город и был белокаменным.
Но сейчас невыгодно соблюдать эти каноны. Те, кто дает деньги, задают сами себе правила игры. В Севастополе растворились все архитектурные нормы: нет требований ни к формату вывесок и рекламных конструкций, а если есть, то о них никто не знает и не соблюдает, также нет и требований к застройщикам относительно будущего вида домов или целых кварталов.
Наиболее заметно, по его мнению, проявляется отсутствие действенных законов жанра в новостройках, в архитектурных формах, колористических решениях на фасадах зданий. Новострои сейчас появляются разных цветов.
«Застройщики заинтересованы, чтобы их здания отличались от других и лучше продавались в нем квартиры. Все новостройки рассчитаны в основном на людей с континента, и даже более для людей с северных регионов. В Северных регионах, чтобы людям, у которых 9 месяцев в году, зима, и им не так тяжело морально жилось, там дома раскрашивают в яркие цвета. И они привыкли к таким колористическим решениям, и им не понятно, когда им предлагают дома белого цвета даже на югах. Это чисто сибирский подход», — отмечает Пряшников.
Он соглашается, что такой подход оправдан для сибирских регионов и ему тоже когда-то приходилось красить дома в цвета радуги в Усинсе, расположенном на Крайнем Севере. Более того, там цвет домов меняют каждый год. Но этот подход не оправдан в белокаменном Севастополе.
«В Севастополе не хватает местной инициативы законодательной, почему до сих пор у нас нет регионального закона, не понятно. Чиновникам это не нужно, а Фонду содействия капремонту это вдвойне не нужно, потому что у них в центре города куча зданий, которые не являются объектами культурного наследия, им это позволяет ремонтировать здания любыми подручными материалами», — добавляет известный архитектор.
Как пример бесконтрольной деятельности подрядчиков, даже и в центре города, он назвал перекрашенный в черный цвет цоколь здания на Генерала Петрова.
Пряшников с сожалением отмечает, что нынешние чиновники не готовы идти на контакт и диалог с местными специалистами и активистами, ни один документ и проект об исторически важных стройках, реконструкциях или своде правил не обсуждался по-настоящему с общественностью.
«Эстетические чувства южан их раздражают. У людей из других регионов своя эстетика: она цветная. У нас белый город на голубой волне. Ранее было так. Сейчас все цвета. И культурный кластер появится на мысе Хрустальном, который полностью изменит его вид», — добавляет Анатолий Пряшников, подчеркивая, что в свете грядущего ремонта центральной части Севастополя ему очень бы не хотелось повторения всех нюансов, которые вспыли после реконструкции Большой Морской.
Пока в Севастополе продолжается смена вкусовых предпочтений и не будет закреплен его дизайн-код, мы будем все чаще наблюдать, как центральные улицы превращаются в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов. И только хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность города-героя и его особенности, позволит создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства, и наконец-то успокоит взор местных сторожил и тех, кто так влюблен был в белокаменный.
Ольга Сурикова