Иван Диков: защитник Севастополя и морской министр России. Часть 2

Лоцманы Морской библиотеки. Валерия Назинцева

Продолжение. Начало здесь

Молодой офицер Иван Диков занимался не только научными исследованиями. В 1862-1864 годах на корвете «Кречет» он участвовал боевых действиях Кавказской войны, был повышен в чине и награжден тремя наградами – орденами Св. Станислава и Св.Анны 3-й ст., медалью «За покорение Кавказа». После окончания войны он вновь вернулся к гидрографическим исследованиям, в 1868 году на корвете «Львица» выполнил промерные работы в Черном море и как один из лучших знатоков черноморского региона принял участие в грандиозном международном проекте – строительстве первого в мире трансконтинентального Англо-Индийского телеграфа от Лондона до Калькутты протяженностью 11 тыс км. Работа русского офицера в нем была оценена  орденом Св.Станислава 2-й ст. (Заметим, что этот телеграф действовал до 1931 года, а в Крыму еще в 90-е годы XX века в районе Феодосии можно было увидеть остатки его стальных опор).

В 1871 году Диков назначен помощником директора Черноморских и Азовских маяков. В его ведении картография, обсерватория, лоцманская служба, маячное дело, ремонт мореходных инструментов. Фактически это обязанности руководителя всей гидрографической службы ЧФ, ведь директор маяков капитан 1 ранга В.И. Зарудный в тот период занимался в основном экспедиционными работами. Усилия капитан-лейтенанта Дикова в развитии черноморской гидрографии были отмечены в 1873 году орденом Св. Станислава 2-й ст. с Императорской короной, а его исследовательские и организационные способности нашли новое применение. На долгие годы любимым детищем офицера стало минное дело.

До 1917 года в понятие «минное дело» входило не только само оружие (мины и торпеды), но и все электрооборудование кораблей. Начало его внедрению на флоте положило открытие в Кронштадте в 1874 году Минных офицерских классов. Это уникальное научно-исследовательское и учебное заведение было первым и долгое время единственным учреждением России, где изучалось электричество. В разное время здесь преподавали профессор Ф. Петрушевский, изобретатель радио А. Попов, автор первого русского труда по электричеству Е. Тверетинов, известный специалист по взрывчатым веществам И. Чельцов. Огромный интерес к новому делу среди офицеров всячески поощрялся. Поэтому в первые годы сюда принималось, кроме 20 обязательных, до 70 вольнослушателей. Диков окончил минный класс в числе первых и в 1876 году получил назначение заведующим минной частью на родной Черноморский флот.

В преддверии русско-турецкой войны 1877-1878 годов силы нашего флота состояли из двух поповок, винтовых шхун и арендованных быстроходных пароходов. С этими силами надо было не только организовать оборону Черноморского побережья, но и обеспечить переправу русской армии через Дунай, вести разведку и беспокоить неприятеля набегами. Решить поставленную флоту задачу удалось благодаря активной минной войне. Перед портами Очаков, Одесса, Севастополь и Керчь были впервые выставлены минные заграждения. Превращенные в крейсера пароходы стали носителями минных катеров и также вооружались шестовыми минами.

Иван Михайлович руководил всей морской частью постановки минных заграждений. В Николаеве, Севастополе и Керчи им были организованы минные классы, которые подготовили 35 офицеров и 20 нижних чинов. За активное участие в организации обороны черноморских портов в марте 1877 года он был награжден орденом Св. Анны 2-й ст.

Лихие атаки лейтенантов Макарова, Рожественского, Шестакова и Дубасова на катерах с шестовыми минами показали отчаянную храбрость русских, но больше относились к психологическому оружию. Более эффективными в военном отношении оказались торпеды. В ночь на 14 января 1878 года у Батума торпедами впервые в истории был потоплен турецкий пароход «Интибах».

В самом начале войны с целью нейтрализации турецкого флота на Дунае и обеспечения переправы русской армии был сформирован отряд Нижне-Дунайской флотилии. Этот отряд  и возглавил Иван Диков. Он решил использовать мины как наступательное оружие. План заключался в том, чтобы установить минные заграждения как можно ближе к порту, выманить турок на минное поле и, лишив возможности преследовать русские корабли, вести артиллерийский обстрел.

В сентябре 1877 года этот план был блестяще осуществлен под Сулином. В результате затонуло два неприятельских парохода, и турецкий речной флот оказался настолько деморализован, что не осмеливался выходить из гаваней. Под Сулином Диков не только руководил операцией, но и лично ходил на рыбачьей лодке в разведку. За храбрость и блестящую победу он награжден орденом Св.Георгия 4-й ст. и произведен в капитаны 2 ранга. Таким образом, Иван Диков стал первым флотским Георгиевским кавалером, удостоенным высшей и солдатской, и офицерской награды.