Из истории города. Форосская церковь

Современник так описывал церковь во имя Воскресения Христова, освященную в имении А.Кузнецова «Форос».

4.10.1892 в имении Форос освещена церковь, воздвигнутая в память чудесного спасения 17.10.1888 г. императора Александра lll во время крушения поезда. Автор проекта академик Н.М.Чагин. Новый храм имеет византийский стиль, увенчан он шестью главами-башенками, из коих в передней помещается колокольня с очень богатым и гармоничным подбором колоколов. Материалом для храма послужил белый инкерманский камень, не требующий никакой окраски, швы камня обложены серыми цементными плитками, дабы предохранить от возможности проникновения атмосферных осадков. По фризам и карнизам храм украшен терракотовыми арабесками, имеющими вид крестов. На фронтонах, а равно в поясе главного купола с наружной стороны храма тянется ряд икон с изображениями, имеющими то или иное значение по отношению к событию 17 октября. Между прочим на алтарной стене во весь рост изображена фигура преподобного Андрея Критского, держащего  в руках икону Нерукотворного Спаса, представляющую из себя копию того образа, что был в царском вагоне в момент крушения поезда и среди общего разрушения оставшегося целым. Все эти изображения, а равно орнаменты на внутренних сводах храма принадлежат кисти художника Молокина, расписывавшего внутренность Херсонесского собора, им же нарисованы два гигантских образа на восточной и западной стенах Форосского храма, изображающие Вознесение Господне и Покров Пресвятой Богородицы. Фон орнаментов на сводах золотой; вокруг золотой-же лентой тянуться надписи с изречениями из Евангелия о любви к ближним. Пол храма мраморный мозаичный. Нижняя облицовка стен, а равно колонны и балюстрада хор, также мраморные. Что касается иконостаса, то он из резного дуба. Так называемые «наместные иконы», а равно образ Тайной вечери над Царски-ми Вратами принадлежат кисти академика Корзухина. Н горном месте помещен образ Воскресения (икона храма), а над жертвенником «Моление о чаше». Главной художественной драгоценностью нового храма должна считаться икона-картина, изображающая Рождество Христово. Икона эта помещена в особом резном дубовом кивоте в правом пределе храма. Рамы в окнах из фигурного железа и таким образом заменяют предохранительную решетку. Стекла цветные, что придает внутреннему освещению храма причудливую фантастическую окраску, еще более усиливаемую пестрыми сочными арабесками, покрывающими своды и стены. Издали храм кажется одноглавым, большая центральная глава, символизирующая Христа, поднята на высоком барабане. Четыре главы, символизирующие евангелистов, уменьшены до предела и поставлены «на плечи» храма, а на маленькие угловые раскреповки, выступы из основного массивного куба. Все шесть глав храма увенчаны никелированными и золочеными облоками и золотыми крестами. Принимая во внимание, что в этих местах очень часто дуют порывистые сильные ветры, академик Чагин сделал главный крест не сплошным, но из полых труб, таким образом ветер скользит по этому кресту, не причиняя ему никакого вреда. Скала на которой помещена церковь, находится в двух верстах от Байдарских ворот. Носит она название «Красной» по пурпурному отливу своей каменной массы.

Желая обеспечить сооруженный храм А.Г.Кузнецов построил для церковного притча дом и пожертвовал церкви всю прилегающую покрытую лесом землю. Кроме того, вложил в банк 50000 рублей, чтобы проценты из этого капитала шли на жалованье притча и на ремонт церкви.

Историк Валерий Крестьянников