Сегодня ко мне в руки попал любопытнейший документ. Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми его выдержками. Департаментом образования за подписью Михаила Родикова издан приказ №143-П от 14 февраля 2018 года «Об утверждении Положения о создании родительского патруля в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования города Севастополя от 10.01.2018г».
Родительский патруль является добровольным общественным органом, создается из числа родителей или законных представителей, обучающихся, созданный с целью профилактики и предупреждения безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, а также активизации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Эти патрули будут иметь право:
— «посещать по месту жительства семьи обучающихся» (правда не ясно на каком основании, и какова будет мера ответственности тех родителей, которые воспрепятствуют в этом «патрулю»),
— «проводить разъяснительную беседу» (иными словами стыдить нерадивых, потому как на большее полномочий у таких объединений нет),
-«активно участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений» (тщательно записывать в блокнотик или отнимать у подростков сигареты?)
Основная задача патруля «выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении». Вот тут стоит остановиться подробнее. Что же должен сделать патруль после выявления таких социально опасных положений несовершеннолетних? Правильно, «содействовать органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности», то есть сигнализировать, а по-простому стучать.
Основополагающим документом в Положении о «родительском патруле» является пресловутая Конвенция ООН о правах ребенка, вызвавшая шквал критики, которая по мнению многих борцов с «ювеналкой» открывает дорогу в России огромному спектру ювенальных технологий.
Только не подумайте, что светлая мысль о создании таких патрулей пришла в голову исключительно господину Родикову. На протяжении последнего года-полтора такие «патрули» приступили к «проверке» неблагополучных семей по всей стране. Цитированное мною Положение во всех регионах написано как под копирку, повторяющее все пункты до запятой, что тоже не может не наводить мысли об определенной системности. География обширная. Реакция родителей на такую инициативу, мягко говоря, неоднозначная.
А теперь посмотрите на заявленные цели для «родительских патрулей»:
1.Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе
2. Предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.
3.Выявление родителей (законных представителей), влияющих отрицательно своим поведением на несовершеннолетних
Не вызывает беспокойства? Кто будет решать какое поведение родителей отрицательно влияет на несовершеннолетнего? В Положении конкретики не приводится. Тут можно полагаться только на субъективное мнение такого «проверяльщика», Поле для маневра, как говорится, обширное. Кроме того не ясно, кто будет определять «высокоморальность» родителей, входящих в «родительский патруль» (как того требует Положение)? В самом Положении об этом ни слова. Решение о создании таких «родительских патрулей» возложили на руководителей общеобразовательных учреждений, то есть директоров школ. К слову сказать, администрацию школ настойчиво обязывают создавать такие «патрули» даже при всем их нежелании участвовать в отработке таких ювенальных технологий. Определенное давление оказывается и на родителей.
— А вы не ходите, — советую я родительнице.
— Я откажусь, а потом моего ребенка учитель или директор психологически «замордуют». Придется идти…
Многие затаились в надежде, что «инициатива» рассосется сама собой. Увы, напрасно! У нас чиновники умеют с редким упорством «проводить в жизнь» даже самые неадекватные решения.
Сама идея патруля — ловко завуалированный предлог полиции не выполнять свои функции и пример того, что некие силы не отказались от идеи навязывания нашему обществу европейских ювенальных технологий. Следующим шагом могут быть повышение роли таких «патрулей», расширение их прав, а родителям, сопротивляющимся проникновению в свою частную жизнь усилением ответственности. В настоящее время в такого рода «патрули» могут добровольно объединяться некие группы активистов, но их общественная деятельность никоим образом не дает им права надзорных или контролирующих функций, а уж тем более инспекций семей с заходом в квартиры. Вы вправе просто не пустить к себе таких «контролеров».
Для кого создавалась такая инициатива? Для родителей, педагогов, детей? Кто обсуждал ее с родительской общественностью? Просчитывались ли все возможные риски при принятии решения о таком общественном контроле? Думаю, что без широко обсуждения среди всех заинтересованных лиц концепция «родительских» патрулей» в Севастополе не может быть принята.
Депутат совета Гагаринского муниципального округа Севастополя Елена Солдатова
sevkor.ru может не разделять мнение своих авторов. Издание готово предоставить свои страницы любому общественнику, желающему высказать альтернативную точку зрения.