В Севастопольском театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля по одному из самых известных произведений Ивана Тургенева – повести «Ася». Постановка приурочена к 200-летию великого русского писателя. Авторы спектакля предложили его школьникам и как живую иллюстрацию к учебному курсу, и как откровенный разговор о силе и слабости человека в любви.
Далеко не все сидящие в зале подростки и молодые люди понимают, что встреча с человеком, который впервые по-настоящему трогает твое сердце, может стать сложнейшим испытанием. Оценил ли ты дар, который преподнесла судьба, или оказался слаб характером и не удержал в руках «птицу счастья» — от этого нередко напрямую зависит будущее.
Главный герой спектакля в исполнении артиста Александра Костелова говорит об этом с юными зрителями без обиняков, напрямую — увы, как о давнем прошлом. Что осталось у него от прекрасных, но так и не оцененных мгновений любви? Хранимый в шкатулке увядший цветок? Безвозвратное счастье, воспоминания о молодости…
Театр есть театр — он воспевает любовь даже когда она только воспоминание. И вот рассказчик уже растворяется в нем. Все вокруг расцветает, главный герой снова молод, путешествует и переживает Ту Самую Встречу. Не случайно теперь рассказ ведет совсем другой исполнитель (в исполнении артиста Данилы Высоцкого), переполненный свежими, яркими чувствами, словно это сам Тургенев, который впервые увидел свою единственную и неповторимую избранницу.
Но любовь – творение двоих. Ася (в исполнении артистки Екатерины Ганиной) – девушка переменчивая и эмоциональная, ее поступки противоречивы. Верны ли ее чувства или это самообман? Актрисе замечательно удается передать душевное состояние только-только формирующейся натуры (и разве не такие же сидят в зале!) Сумасбродная, безрассудная, ранимая и впечатлительная, с громким, порой неуместным смехом… Юный человек испытывает еще незнакомое ему чувство и не понимает, как с ним совладать.
Герои оказываются близкими изнутри и очень разными во внешних проявлениях. У нее напускная бравада, у него – напускная сдержанность, и у обоих – жгучий интерес к миру. Наверное, судьба не случайно свела двух таких разных людей. Они пара в прекрасном вальсе, под звуки которого и рождается хрупкое, нежное чувство.
К сожалению, зародившееся чувство не находит продолжения. Лишь через двадцать пять лет главный герой по-настоящему понимает, какое сокровище имел и не оценил по достоинству… В отчаянии он мечется по сцене, призывая самого себя, молодого, не терять счастливого шанса.
Так есть ли у такого счастья завтрашний день? Музыка вновь кружит героев в вальсе, меняя образы, лица, маски. Перед глазами юных зрителей оживает то, что вложил в страницы повести великий русский прозаик. Школьный урок обретает объем, а писательское слово – движение. Пробел под названием «театр для подростков» заполняется. И судя по тому, как дружно тинэйджеры аплодируют в финале, Тургенев от восхождения на театральную сцену только выигрывает.
Карина Осепьянц