Севастополь взял курс на национальные проекты в образовании

Интервью с новым директором департамента

Стремительно развивающаяся цифровизация на фоне пандемии вскрыла проблемы российского образования. Учебный процесс стал требовать инновационных технологий, оснащения школ современной техникой, смены подготовки учеников на устаревшей советской базе к переходу на получение знания в практической плоскости, а главное – сами учителя должны обучаться и переобучаться по новым принципам.

Насколько готова система образования в Севастополе к новым вызовам и какие перемены ждут департамент после того, как его возглавила Лариса Сулима, отрекомендованная губернатором, как специалист по национальным проектам образования, «Севкор» решил выяснить, обратившись непосредственно к самой главе департамента.

За почти два месяца Лариса Сулима успела  полностью оценить работу системы образования в Севастополе и наметить, по каким направлениям начать реформирование всех ступеней образования в Севастополе. Она рассказала, что основные проблемы Севастополя в этой сфере знала еще до того, как официально была назначена и переехала на нынешнее место работы.

Как уже говорилось, ей приходилось работать с новейшими образовательными практиками, поэтому своей первоочередной задачей она видит своевременную реализацию мероприятий национального проекта «Образование».

Колледж – как опережающее образование

В Севастополе в колледжах к 1 сентября разрастется новая инфраструктура. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» в образовательных учреждениях, направленных на получение среднего профессионального образования, появятся 11 современных мастерских. Обучение в них смогут проходить не только студенты этих колледжей, но и взрослые: в любой момент они смогут обратиться за получением дополнительной профессии, пройти переподготовку.

Это будет Центр опережающей профессиональной подготовки.

Благодаря ему, сами студенты смогут учиться в своем колледже, и получать еще одну специальность.

«Мы знаем, что у молодежи быстро меняются приоритеты и они смогут, не бросая обучение, например, на товароведа, выучиться и на парикмахера», -прокомментировала данный проект Сулима.

Важно вернуться к профориентации и в школах, чтобы, оканчивая школы, дети уже знали, кем хотят стать, попробовали свою профессию и были готовы делать выбор.

Пока что общепринято считать, что у детей этот выбор неосознанный и чаще всего он делается родителями. И давление родителей вызывает страх и перед ЕГЭ, ОГЭ. Нежелание его сдавать приводит к тому, что не все идут в 11 класс. И это тоже уже создает определенную проблему и отток учеников в колледжи.

Одаренные дети

Еще один нацпроект, которым планируется охватить талантливых и одаренных детей — «Успех каждого ребенка». Для его успешной реализации сейчас необходимо выстроить систему отбора и сопровождения талантливых юных горожан.

С ними, отметила глава департамента, будет вестись работа на базе Малой Академии наук.

«Эти детки должны находиться в поле нашего внимания, они должны получать энергетическую и интеллектуальную подпитку для участия во всероссийских соревнованиях, олимпиадах, дальше расти профессионально», — поделилась она.

Базовое образование

Министерство просвещения, делая ставку на новые проекты, сейчас трезво оценивает ситуацию в нынешних школах, где дети получают базовое среднее образование. И в некоторых из них вопрос стоит не установки проектора и дополнительного компьютера, а уборной внутри здания школы, аварийных потолков, полов и не справляющихся с холодами котельных.

В Севастополе, как рассказала Сулима, с четвертой четверти начнется ремонт и реконструкция в шести общеобразовательных учреждениях. С родителями уже проведены встречи, детей переведут в другие школы, чтобы новый учебный год у них начался на обновленной учебной базе.

«Это определенный для всех вызов, выход из зоны комфорта, некоторым школам придется учиться в две смены. Но нужно просто потерпеть и ждать, что 1 сентября уже вернетесь в свою, но обновленную школу. И еще сейчас каждая школа будет сама определять, что ей в первую очередь необходимо в рамках тех средств, которые для нее предусмотрены», — пояснила директор департамента образования.

И если с техническим оснащением вопрос сейчас решается неплохо и достаточно оперативно, то со снижающимся качеством образования еще предстоит побороться.

«В Севастополе очень много школ с низкими образовательными результатами. Это означает, что дети в этих школах плохо пишут всероссийские проверочные работы, а значит и уровень образования там низковат, они не могут дать минимальный проходной балл или вообще сдать ЕГЭ. И это проблема не только детей, это проблема целой команды школы. Это значит там есть учителя, которые не совсем владеют предметом, не могут дать знания», — делится Сулима.

Она отмечает, что здесь виноваты не всегда и далеко не всегда сами дети, много вопросов возникает и к педагогам, и к директорам школ. Имеет место нехватка учителей, особенно математики, русского языка, начальных классов

И эта проблема характерна не только для Севастополя.

Глобальная проблема

Если мы привыкли, что «учиться, учиться и еще раз учиться» адресуется ученикам за партами, то теперь этот лозунг будет актуален и для учителей.

Лариса Сулима констатирует, что сейчас нельзя уже работать только лишь с базовым педагогическим образованием, которое получил много лет назад, сейчас требуется постоянное обучение и переобучение. И даже не прохождение раз в три года курсов повышения квалификации.

«Нужно смотреть вебинары, осваивать новые технологии, заимствовать интересные практики. Учитель сегодня должен постоянно учиться. От него зависит качество образования.

Сейчас все так стремительно развивается, что порою дети – все, что связано с технологиями, овладевают ими гораздо быстрее, эффективнее, а учитель должен догонять», — рекомендует руководитель севастопольского департамента образования своим коллегам.

Для реализации этой задачи на федеральном уровне создается система научно-педагогического сопровождения, т.е. по сути создается центр непрерывного повышения мастерства педагогических работников.

Сулима считает, что учителя не должны бояться пройти диагностику, понять, что им сегодня не хватает. А центр непрерывного повышения мастерства сможет подобрать индивидуальные программы для преподавателей.

Тьюторы

В прошлом году началось обучение тьюторов –наставников, которые должны сопровождать учителей. Это ранее недооцененные методисты. После советских времен методкабинеты покрывались пылью и паутиной –на этих должностях никто не хотел работать из-за низких зарплат и невостребованности их работы.

Но над учителями должны стоять высокопрофессиональные специалисты, которые и должны направлять и обучать педагогов, знакомить с новыми направлениями, а иногда и оказывать психологическую поддержку.

«И при нехватке кадров директора школ не должны стоять с протянутой рукой и говорить, что учителей не хватает, учится никто не хочет. Это точно тупик. Мы работаем и над стимулированием управленческих кадров, создаем кадровый резерв руководства учебных заведений. Для них разрабатывается мотивирующий мониторинг, чтобы они были ориентированы на развитие своих структур», — подчеркнула Сулима.

Подводя небольшой итог озвученным проблемам и намеченным путям их решения, директор департамента заявила, что время потребительства уходит в сторону.

«Сейчас время двигаться очень быстро и всем вместе, потому что образование – это командная работа. Здесь недостаточно только решений департамента. Они будут мертворожденными, если это будет только на бумаге», — заключила чиновник, внушая надежду на скачок в развитии качества образования в Севастополе.

Ольга Сурикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *