Доступная среда. Барьеры на ровном месте

По стечению обстоятельств, неожиданно столкнулся с проблемой в городе, о которой даже не подозревал.  Все места под знаком «Парковка для инвалидов», на площади Михаила Петровича Лазарева, были заняты красивыми, разноцветными автомобилями, но без опознавательного знака  «инвалид».

Обращаюсь к водителю, выходящему из такого автомобиля, припаркованного на бесплатном инвалидном месте, с призывом отъехать и уступить парковку автомобилю инвалида. Но он со стеклянным взглядом сыто и важно проходит мимо по своим делам. Запомним этот «стеклянный взгляд»! Каждый из нас все чаще сталкивается с таким, порожденным потребительской культурой, внешним проявлением отсутствия у человека совести.

И многие сограждане-автолюбители сейчас на его стороне. Хозяйка торгового салона тут же, рядом, на мое негодование привела свои доводы:  «зачем столько парковочных мест для инвалидов, где вы видели столько инвалидов в Севастополе, да еще на авто…» .  В беседе с ней я вспомнил о впечатлении, которое получил во время посещения г. Лулео в Швеции. Я впервые увидел довольно много инвалидов на колясках в автобусе, кафе, даже в спортивных залах. Они улыбчивы, общительны, словом, ничем не отличаются от окружающих.  И моя собеседница все-таки согласилась: это потому, что в городе Лулео есть неформальная доступная среда, чего и нам важно добиться! Так давайте добиваться, не кивая — как хорошо с правами человека  на Западе, да и в континентальной России, а вот у нас…

Тем более эта проблема решается в мировом масштабе. 13 декабря 2006 г. резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН принятая Конвенция о правах инвалидов, где серьезное внимание уделяет обеспечению доступной среды для инвалидов.

Наконец и Севастополь, после объединения со своей Родиной, приступил к очеловечиванию городского пространства. Каждый житель города помнит, как  развернулась в Севастополе государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». Ведь мы по доскам и камушкам перебирались, терпеливо обходили бетонирование, установку пандусов, оформление парковок,… .  Город так же работал над созданием правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

И уже в январе 2016 Департамент труда и социальной защиты населения на аппаратном совещании Правительства Севастополя рапортовал, что на реализацию мероприятий программы «Доступная среда» было использовано 97% из предусмотренных в бюджете города.

Действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды для инвалидов, эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.

В России на законодательном уровне закреплены стандарты доступности, ответственность за соблюдение которых несут органы государственной власти на местах и обслуживающие организации. За нарушение или игнорирование обеспечения безбарьерной среды для инвалидов налагаются штрафные санкции.

Руководствуясь всем выше сказанным, связываюсь с представителем  ГИБДД г. Севастополь, высказываю свое беспокойство об отсутствии реакции на  систематическое нарушение ПДД в нашем городе, автомобилями без опознавательного знака  «инвалид» регулярно занимаются места под знаком, оформленным в соответствии  с ГОСТ 23457-86 (п.2.8.21), «Парковка для инвалидов».

В ответ от представителя Закона слышу объяснение, что ничего поделать не может, дежурные машины заняты, времени нет, возможности нет, попробуйте сами сфотографировать и подать в суд… . Обращаюсь к нему как к севастопольцу, гражданину, офицеру – государственному человеку. Ведь речь не в сиюминутном наказании, а в систематическом, уже хроническом нарушении не только Закона и правил, но и морально-этических норм, позорящих жителей славного города. Но, увы, в ответ слышу повторение тех же аргументов, со стеклянным холодком и без надежды чего-нибудь добиться.

Звоню в Севастопольскую городскую организацию с авторитетным континентальным названием «Всероссийское общество инвалидов». Тут-то отреагируют, используют свой общественно-организационный потенциал для установления справедливости. Но, увы, председатель подтвердил, что общественники получают жалобы от инвалидов, пытаются что-нибудь сделать, планируют, совещаются, отправляют,…

Но государственные структуры с ними не церемонятся, не обращают внимания на их требования, а представители ГИБДД отвечают общественникам, что места парковки не оформлены должным образом, а это не дает права инспектору штрафовать автовладельца за стоянку на льготном месте.

И вот парадокс, чем больше вникаешь в проблему, ищешь ответ, тем больше вопросов возникает. Создается впечатление, что ответственные государственные и общественные деятели главной своей задачей, сегодня считают своевременно и в полном объеме освоить выделенные финансы, и составить добротный, многословный, юридически страхующий исполнителя отчет. И уже не столь важно как решена проблема в реальности, возможно ли хоть как-то подняться по установленному пандусу или поставить автомобиль на отмеченное знаком место, поближе к входу в поликлинику… .

Значит дело не в малом финансировании, не в отсутствии правил и законов, а в отношении к работе ответственных лиц на местах, предлагающих согражданам очередную хорошо упакованную фикцию, на которой сыто паразитируют аморальные, равнодушные, безразличные эгоисты, озабоченные только своей сиюминутной выгодой. Ведь плата за стоянку под знаком «Парковка для инвалидов» с такого автовладельца незаслуженно не взимается. Так может наказывать оккупанта льготной парковки, как за мелкую кражу, и это остановит невежду, а отношение к нему окружающих сделает соответствующим, собьет уверенную спесь и равнодушие?!

Остальным начальствующим персонам напомним, что у севастопольцев исторически в приоритете такие понятия как честь, совесть, справедливость. А Севастополь – это город боевой славы, мужественно переживший не одно нашествие злобных вражеских полчищ. Они терзали огнем и металлом нашу землю, плоть защитников и жителей города. Враг был разбит, но много людей получили увечья, ранения, травмы, и город  имеет давнюю стойкую традицию уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями. Сегодня, благодаря мужеству и решительности крымчан, севастопольцев, граждан России регион живет в мире, но и в наши дни свыше 20 тысяч жителей Севастополя относятся к маломобильной категории населения. Постараемся и мы, не взирая на занимаемый пост, наличие капитала, возраст, профессию каждого из нас, сохранять и приумножать традиции нашего города в бережном и уважительном отношении к своим согражданам, имеющим ограниченные возможности.

Руководитель отделения охраны исторического наследия социально ориентированной     региональной  общественной  организации «Севастопольское   общество   охраны природы, прав человека и исторического наследия» Сергей Гауке.

sevkor.ru может не разделять мнение своих авторов. Издание готово предоставить свои страницы любому общественнику, желающему высказать альтернативную точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *