В ожидании прорыва: что мешает развитию “Севморзавода”

В середине ноября во время “прямой линии” губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников выразил недовольство состоянием дел на “Севморзаводе”. По мнению градоначальника, предприятие восстанавливают слишком медленно, его загрузка оставляет желать лучшего. О ситуации, которая происходит на одном из важнейших заводов города, пишет «РИА Новости Крым».

Восставший из небытия

Создание верфи на берегу Южной бухты началось параллельно со строительством Севастополя в 1783 году. Название “Севморзавод” предприятие получило после революции 1917 года. Во времена Советского Союза завод ежегодно спускал на воду по одному тяжелому плавкрану. Численность его работников превышала 15 тысяч человек.

К концу украинского периода “Севморзавод” находился в состоянии тотального упадка: строительство судов не велось, территория готовилась под коттеджную застройку. После воссоединения Крыма с Россией руководство страны поручило правительству Севастополя восстановить уникальный судостроительный комплекс и интегрировать его в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Первым шагом по реанимации предприятия стала национализация: на тот момент основным собственником предприятия являлся нынешний президент Украины Петр Порошенко. Так появился ГУП “Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе”.

30 марта 2015 года правительство Севастополя и ОСК подписало меморандум о сотрудничестве и утвердило “дорожную карту” по интеграции ГУП в АО “Центр судоремонта “Звездочка” (входит в ОСК). После этого в Севастополе создается филиал АО “ЦС “Звездочка”, которому в аренду сроком на 49 лет передают “Севморзавод”.

Сложности перестройки

“Интеграция “Севморзавода” в “Звездочку” должна была завершиться летом 2016 года, но собственник не сумел своевременно предоставить все правоустанавливающие документы. Чтобы ускорить этот процесс мы вышли с предложением о передаче ГУП в федеральную собственность”, — рассказал директор филиала “Севастопольский морской завод” АО “ЦС “Звездочка” Игорь Дрей.

Передача ГУП в федеральную собственность должна была решить вопрос с землей (ГУП передал в аренду “Звездочке” только недвижимое и движимое имущество), без которого филиал не мог запустить процесс модернизации и реконструкции цехов “Севморзавода” стоимостью 7 млрд рублей. “Начать процесс реконструкции и модернизации цехов, мастерских и всех площадок завода мы может только после получения целостного имущественного комплекса”, — подчеркнул Дрей.

По его словам, пакет документов для передачи ГУП в федеральную собственность был подготовлен, но в 2017 году правительство Севастополя включило в состав ГУП “Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе” ГУП “ЦКБ “Черноморец”.

“Результат изменения номенклатуры объекта федерализации фактически стал причиной очередного срыва сроков федерализации предприятия: Росимущество предписало устранить нарушения, чего до сих пор не произошло не по нашей вине”, — отметил руководитель филиала.

В правительстве Севастополя заявляют, что бумажная волокита с вопросом передачи “Севморзавода” в федеральную собственность не связана с передачей “ЦКБ “Черноморец”.

“Дело в том, что во время формирования имущественного комплекса на территории завода было выявлено множество самостроев, которые требовали постановки их на учет. А это конкурсные процедуры, разработка технической документации, постановка на кадастровый учет, а на это требуется время”, — пояснил заместитель директора департамента экономического развития Севастополя Владимир Ежиков.

Чиновник заверил, что для завершения федерализации “Севморзавода” остается фактически один шаг — чтобы Росимущество согласовало устав нового предприятия.

“Еще в августе этого года подписаны акты о передаче имущества в федеральную собственность, никаких замечаний по этому поводу от федеральных органов мы не получали. С нашей стороны все обязательства выполнены. Сейчас идет процесс согласования устава между Минпромторгом и Росимуществом”, — сказал Ежиков.

Когда эта работа будет завершена, чиновник сказать не смог. А пока итог бумажной волокиты – отсутствие федерального статуса ГУПа и срыв сроков начала реконструкции и модернизации завода.

Вспомнить все

Пока вопрос реконструкции и модернизации цехов и площадок завода находится в подвешенном состоянии, на предприятии полным ходом реализуется программа обновления станочного парка.

“Программа технического перевооружения стоимостью 2,2 млрд рублей реализуется в соответствии с графиком. Уже законтрактовано и идут поставки оборудования более чем на 1 млрд рублей. В частности, уже закупили станки для механического, трубомедного, корпусосборочного цехов, куплен новый батопорт (плавучий гидротехнический затвор дока) и отремонтирован старый, восстанавливаются доки, причальные стенки, крановое хозяйство”, — подчеркнул Дрей.

По словам руководителя завода, восстановление докового хозяйства уже со следующего года позволит предприятию существенно нарастить портфель заказов.

Дрей подчеркивает, что сегодня в сфере судостроения предприятие загружено на 100%. В ноябре 2017 года “Севморзавод” заложил первый за 12 лет тяжелый плавкран “ПК-400” грузоподъемностью 400 тонн, в ноябре этого года – “ПК-700” грузоподъемностью 700 тонн.

“Это очень серьезные дорогостоящие заказы, но чтобы развивать предприятие, нам нужна линейка заказов – как минимум 10 плавкранов, которые мы будем закладывать и сдавать каждый год. Так мы сможем восстановить технологические процессы строительства тяжелых плавкранов, создать конгломерацию контрагентов, в срок выполнять заказы, получать прибыль”, — отметил он.

При этом Дрей не стал отрицать, что сегодня завод из-за нехватки специалистов и квалифицированных рабочих, а также определенных пробелов в технологической цепочке не в состоянии строить один плавкран в год. Сроки строительство ПК-400 и ПК-700 по условиям контрактов – два года на каждое судно.

“Чтобы сдавать по плавкрану в год нам требуется около 2 тыс основных рабочих, сегодня работает около 300 (всего более 620 сотрудников)”, — сказал руководитель предприятия, ответив, что средняя зарплата на предприятии приближается к 40 тыс рублей в месяц.

Слабое звено

В сфере судоремонта загрузка “Севморзавода”, по словам Дрея, не превышает 30%. “У нас судоремонт делится на две составляющие: гособоронзаказ и коммерческий судоремонт. В плане гособоронзаказа мы плотно сотрудничаем с Черноморским флотом, а с 2019 года мы договорились обслуживать новейшие корабли ЧФ, которые начали поступать на флот после 2014 года”, — подчеркнул собеседник.

Дрей подтвердил, что “Севморзавод” в состоянии провести модернизацию крейсера “Москва”. “У нас для этого все есть: сухие доки, причальные стенки с глубинами, крановое хозяйство. Но решение по крейсеру “Москва” будет принимать руководство Минобороны”, — отметил он.

С коммерческим судоремонтом ситуация сложнее. “Например, мы не можем принять участие в конкурсе на ремонт парусника “Херсонес”, поскольку заявку могут подавать представители малого и среднего бизнеса. При этом площадок для ремонта у них нет, поэтому все равно корабль будут ставить у нас”, — сетует Дрей.

По словам директора севастопольского филиала “Звездочки”, представители “Севморзавода” активно ведут переговоры о ремонте судов с основными российскими компаниями черноморского региона, которые располагают парком плавсредств.

“Наш завод могут загружать “Черноморнефтегаз”, “Росморпорт” и “Крымские порты”. Чтобы обслуживать их суда и проводится техническое перевооружение завода. Нам необходимо больше заказов по судоремонту”, — добавил Дрей.

В ожидании прибыли

По словам директора севастопольского филиала “Звездочки”, ежегодно объем выручки “Севморзавода” увеличивается вдвое. “Если брать 2015 год, то с того периода объем выручки вырос в 15 раз”, — отметил Дрей.

Но чтобы предприятию выйти на рентабельность, необходимо завершить интеграцию предприятия в ОСК, выйти на полную загрузку мощностей по судостроению и судоремонту, укомплектовать завод профессиональными кадрами.

“Решение первого вопроса (передача целостного имущественного комплекса в ОСК) позволит нам сэкономить на арендной плате – это огромные деньги, которые мы сегодня платим. Вместе со 100% загрузкой мощностей мы сможем получать прибыль”, — подчеркнул руководитель филиала.

По оценкам Дрея, это должно произойти в перспективе пяти лет, с учетом поддержки на самом высоком уровне.

Фото: Андрей Киреев, “РИА Новости Крым”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.