В середине ноября во время «прямой линии» губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников выразил недовольство состоянием дел на «Севморзаводе». По мнению градоначальника, предприятие восстанавливают слишком медленно, его загрузка оставляет желать лучшего. О ситуации, которая происходит на одном из важнейших заводов города, пишет «РИА Новости Крым».
Восставший из небытия
Создание верфи на берегу Южной бухты началось параллельно со строительством Севастополя в 1783 году. Название «Севморзавод» предприятие получило после революции 1917 года. Во времена Советского Союза завод ежегодно спускал на воду по одному тяжелому плавкрану. Численность его работников превышала 15 тысяч человек.
К концу украинского периода «Севморзавод» находился в состоянии тотального упадка: строительство судов не велось, территория готовилась под коттеджную застройку. После воссоединения Крыма с Россией руководство страны поручило правительству Севастополя восстановить уникальный судостроительный комплекс и интегрировать его в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Первым шагом по реанимации предприятия стала национализация: на тот момент основным собственником предприятия являлся нынешний президент Украины Петр Порошенко. Так появился ГУП «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе».
30 марта 2015 года правительство Севастополя и ОСК подписало меморандум о сотрудничестве и утвердило «дорожную карту» по интеграции ГУП в АО «Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК). После этого в Севастополе создается филиал АО «ЦС «Звездочка», которому в аренду сроком на 49 лет передают «Севморзавод».
Сложности перестройки
«Интеграция «Севморзавода» в «Звездочку» должна была завершиться летом 2016 года, но собственник не сумел своевременно предоставить все правоустанавливающие документы. Чтобы ускорить этот процесс мы вышли с предложением о передаче ГУП в федеральную собственность», — рассказал директор филиала «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звездочка» Игорь Дрей.
Передача ГУП в федеральную собственность должна была решить вопрос с землей (ГУП передал в аренду «Звездочке» только недвижимое и движимое имущество), без которого филиал не мог запустить процесс модернизации и реконструкции цехов «Севморзавода» стоимостью 7 млрд рублей. «Начать процесс реконструкции и модернизации цехов, мастерских и всех площадок завода мы может только после получения целостного имущественного комплекса», — подчеркнул Дрей.
По его словам, пакет документов для передачи ГУП в федеральную собственность был подготовлен, но в 2017 году правительство Севастополя включило в состав ГУП «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе» ГУП «ЦКБ «Черноморец».
«Результат изменения номенклатуры объекта федерализации фактически стал причиной очередного срыва сроков федерализации предприятия: Росимущество предписало устранить нарушения, чего до сих пор не произошло не по нашей вине», — отметил руководитель филиала.
В правительстве Севастополя заявляют, что бумажная волокита с вопросом передачи «Севморзавода» в федеральную собственность не связана с передачей «ЦКБ «Черноморец».
«Дело в том, что во время формирования имущественного комплекса на территории завода было выявлено множество самостроев, которые требовали постановки их на учет. А это конкурсные процедуры, разработка технической документации, постановка на кадастровый учет, а на это требуется время», — пояснил заместитель директора департамента экономического развития Севастополя Владимир Ежиков.
Чиновник заверил, что для завершения федерализации «Севморзавода» остается фактически один шаг — чтобы Росимущество согласовало устав нового предприятия.
«Еще в августе этого года подписаны акты о передаче имущества в федеральную собственность, никаких замечаний по этому поводу от федеральных органов мы не получали. С нашей стороны все обязательства выполнены. Сейчас идет процесс согласования устава между Минпромторгом и Росимуществом», — сказал Ежиков.
Когда эта работа будет завершена, чиновник сказать не смог. А пока итог бумажной волокиты – отсутствие федерального статуса ГУПа и срыв сроков начала реконструкции и модернизации завода.
Вспомнить все
Пока вопрос реконструкции и модернизации цехов и площадок завода находится в подвешенном состоянии, на предприятии полным ходом реализуется программа обновления станочного парка.
«Программа технического перевооружения стоимостью 2,2 млрд рублей реализуется в соответствии с графиком. Уже законтрактовано и идут поставки оборудования более чем на 1 млрд рублей. В частности, уже закупили станки для механического, трубомедного, корпусосборочного цехов, куплен новый батопорт (плавучий гидротехнический затвор дока) и отремонтирован старый, восстанавливаются доки, причальные стенки, крановое хозяйство», — подчеркнул Дрей.
По словам руководителя завода, восстановление докового хозяйства уже со следующего года позволит предприятию существенно нарастить портфель заказов.
Дрей подчеркивает, что сегодня в сфере судостроения предприятие загружено на 100%. В ноябре 2017 года «Севморзавод» заложил первый за 12 лет тяжелый плавкран «ПК-400» грузоподъемностью 400 тонн, в ноябре этого года – «ПК-700» грузоподъемностью 700 тонн.
«Это очень серьезные дорогостоящие заказы, но чтобы развивать предприятие, нам нужна линейка заказов – как минимум 10 плавкранов, которые мы будем закладывать и сдавать каждый год. Так мы сможем восстановить технологические процессы строительства тяжелых плавкранов, создать конгломерацию контрагентов, в срок выполнять заказы, получать прибыль», — отметил он.
При этом Дрей не стал отрицать, что сегодня завод из-за нехватки специалистов и квалифицированных рабочих, а также определенных пробелов в технологической цепочке не в состоянии строить один плавкран в год. Сроки строительство ПК-400 и ПК-700 по условиям контрактов – два года на каждое судно.
«Чтобы сдавать по плавкрану в год нам требуется около 2 тыс основных рабочих, сегодня работает около 300 (всего более 620 сотрудников)», — сказал руководитель предприятия, ответив, что средняя зарплата на предприятии приближается к 40 тыс рублей в месяц.
Слабое звено
В сфере судоремонта загрузка «Севморзавода», по словам Дрея, не превышает 30%. «У нас судоремонт делится на две составляющие: гособоронзаказ и коммерческий судоремонт. В плане гособоронзаказа мы плотно сотрудничаем с Черноморским флотом, а с 2019 года мы договорились обслуживать новейшие корабли ЧФ, которые начали поступать на флот после 2014 года», — подчеркнул собеседник.
Дрей подтвердил, что «Севморзавод» в состоянии провести модернизацию крейсера «Москва». «У нас для этого все есть: сухие доки, причальные стенки с глубинами, крановое хозяйство. Но решение по крейсеру «Москва» будет принимать руководство Минобороны», — отметил он.
С коммерческим судоремонтом ситуация сложнее. «Например, мы не можем принять участие в конкурсе на ремонт парусника «Херсонес», поскольку заявку могут подавать представители малого и среднего бизнеса. При этом площадок для ремонта у них нет, поэтому все равно корабль будут ставить у нас», — сетует Дрей.
По словам директора севастопольского филиала «Звездочки», представители «Севморзавода» активно ведут переговоры о ремонте судов с основными российскими компаниями черноморского региона, которые располагают парком плавсредств.
«Наш завод могут загружать «Черноморнефтегаз», «Росморпорт» и «Крымские порты». Чтобы обслуживать их суда и проводится техническое перевооружение завода. Нам необходимо больше заказов по судоремонту», — добавил Дрей.
В ожидании прибыли
По словам директора севастопольского филиала «Звездочки», ежегодно объем выручки «Севморзавода» увеличивается вдвое. «Если брать 2015 год, то с того периода объем выручки вырос в 15 раз», — отметил Дрей.
Но чтобы предприятию выйти на рентабельность, необходимо завершить интеграцию предприятия в ОСК, выйти на полную загрузку мощностей по судостроению и судоремонту, укомплектовать завод профессиональными кадрами.
«Решение первого вопроса (передача целостного имущественного комплекса в ОСК) позволит нам сэкономить на арендной плате – это огромные деньги, которые мы сегодня платим. Вместе со 100% загрузкой мощностей мы сможем получать прибыль», — подчеркнул руководитель филиала.
По оценкам Дрея, это должно произойти в перспективе пяти лет, с учетом поддержки на самом высоком уровне.
Фото: Андрей Киреев, «РИА Новости Крым»