Севастополь. А ты пойдешь в оперу и на балет!?

Одной из отрадных культурных новостей нынешнего летнего сезона стало публичное оглашение перед президентом России планов строительства в Севастополе Театра оперы и балета, дополненного хореографическим училищем на 250 воспитанников и интерната для них. Это уже третий проект будущего, который дает перспективу строительства в городе новых зданий для Театра танца имени Елизарова, Севастопольского ТЮЗа и других учреждений культуры.

По крайней мере, именно так – «доминантой нового культурного прорыва» назвала создание севастопольского Театра оперы и балета вице-премьер Ольга Голодец, подчеркнув, что именно с центра искусств такого профиля и уровня начинается любая столица.

Конечно, осознавать себя столицей очень приятно, особенно, когда твой родной город исторически уже имеет такой статус, правда, чисто флотский. Но это же славно добавить к военно-морскому профилю еще и высокое культурное качество, которое, несомненно, привлечет к нам новых и новых гостей, туристов, поклонников высоких искусств. Не случайно буквально на каждой пресс-конференции в честь прибытия в Севастополь крупных столичных театральных деятелей им по традиции задается вопрос: «А реален ли здесь музыкальный театр или филармония?» Например, об этом представители местных СМИ недавно спрашивали генерального директора Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, заслуженного деятеля искусств России Юрия Шварцкопфа, когда прославленный питерский театр показывал нам свою программу в рамках федерального проекта «Большие гастроли».

Юрий Алексеевич не смутившись ответил, что филармония или музыкальный театр, опера – это всегда прекрасно, но кроме здания и соответствующего оборудования для него надо иметь высокопрофессиональную труппу и, как ни странно, немалую аудиторию, приходящую в оперный зал не раз в году показать себя, а с тем постоянством, которое даст возможность театру материально выживать. «Иначе к вам придется привозить и музыкантов, и зрителей!» – заключил он. На реплику о том, что и в Севастополе немало прекрасно поющих артистов, он честно признался, что, мягко говоря, с большим скептицизмом относится к музыкальным спектаклям, которые ставятся драматическими или другими непрофильными театрами.

Лично я спрашивала о возможности открытия Театра оперы и балета в Севастополе у многих деятелей искусств нашего города. Скажем, у народной артистки России Валентины Поповой, заслуженной артистки России Ольги Панкратовой. И каждая интерпретировала ответ по-своему. Валентина Поликарповна порадовалась, что среди молодых артистов Драмтеатра имени Бориса Лавренева немало отменно поющих актеров, что позволяет лавреневцам ставить даже мюзиклы. А Ольга Панкратова честно призналась, что для ее коллег, обладающих хорошими вокальными данными и соответствующим образованием, большей нуждой являются подмостки, где можно просто честно зарабатывать на жизнь, а не опускаться до ресторанных чаевых. И в этом плане для них более перспективен центр музыкальных искусств с широким репертуарным диапазоном.

Словом, после общения на эту тему невольно приходишь к мысли, что Театр оперы и балета у нас – нечто схожее с шикарным тортом для едоков, в основном питающихся сухариками. Он будет не столько принадлежностью севастопольцев, сколько приезжей элиты, способной оплатить высокий уровень, изысканность музыкальной классики. Опера «второго сорта» никому не нужна, а первый сорт очень и очень дорог.

Так что если выбирать между Театром оперы и балета и достойным концертным залом с современной технической начинкой, где могут выступать музыканты любого профиля, от симфонических оркестров и оперных солистов до балетных танцовщиков и мюзик-холла, я бы голосовала именно за последний, более демократичный эконом-вариант.

Добавлю, о бесценной классике замечательно думается в поликлинической очереди, среди десятков измученных ожиданием приема к терапевту пациентов. Вот бы сначала усадить этих страдальцев в комфортабельный медицинский центр со всеми крайне потребными севастопольцам специалистами, а уже потом облачать выздоравливающих в смокинги и вечерние наряды для встречи с «Риголетто» или «Аидой».

Понимаю, что многие не разделят моего категорического мнения. Но продолжаю на нем настаивать.

Наталия Микиртумова