Когда деньги не решающий фактор
Среди прочих проблем перед системой образования не только Севастополя, но и всей России стоит задача привлечения в эту сферу талантливой и активной молодежи. А соответственно и повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования и внедрения передовых идей во все ее грани.
Сейчас актуальность набора молодых специалистов в образовательные учреждения обусловлена, кроме старения персонала, повышением динамичности внешней среды – как известно, молодежь мобильна, быстро и легко обучаема, полна идей и готова к нововведениям (что в конечном итоге должно обеспечить и новое качество образования). И молодых выпускников педвузов сейчас нужно не только привлечь в школу, но и удержать в системе образования, не дать разочароваться и выгореть за первые несколько лет.
Рычаги привлечения
Как эти задачи сейчас намерены решать в Севастополе, корреспондент «Севкора» поинтересовался у исполняющей обязанности директора департамента образования и науки Ларисы Сулима.
Руководитель департамента нарисовала нам для начала портрет среднестатистического севастопольского учителя в Севастополе:
«Это зрелый педагог. 50% учителей у нас это 45+. Что неплохо. Это зрелый активный возраст, умудренные опытом, готовые выступать наставниками. 39% — это до 25 лет и 17% — до 35%».
«Для молодежи в Севастополе нужно еще искать рычаги привлечения. К тому же сейчас возможности для этого есть», — добавила наш собеседник.
Прежде, чем говорить о зарплатах, коснемся профессионального роста преподавателей и есть ли им куда расти.
Качество образования начнет меняться, как только сами учителя – вся управленческая команда школ — будет заинтересована в личностном росте, развитии связей с образовательными организациями города, учреждениями культуры, спорта. Им нужно стремиться выходить из зоны комфорта и быть открытыми ко всем новшествам.
В Севастополе сейчас нехватка учителей математики, русского языка и младших классов. Но Лариса Сулима считает, что, будучи директором, нельзя при нехватке педагогов, просто стоять с протянутой рукой и ничего не делать. Нужно искать подход к молодежи, находить аргументы, чтобы им хотелось оставаться в этой школе после практики.
«У нас есть возможности привлечения наших студентов педагогических специальностей севастопольского колледжа и СевГУ, которые активно проходят практику в образовательных организациях. И вот задача талантливого преподавателя «влюбить в себя» студента, в свою школу, детский сад, в свое дело. Попытаться найти для него различные стимулы для того, чтобы он закрепился, остался в этой образовательной организации», — рекомендует директор департамента.
Для учителей разрабатывается и уже внедряется целая система повышения квалификации. И на это, подчеркивает Сулима, сейчас выделяются беспрецедентные средства.
Зарплаты и расходы
Корреспондент «Севкора», общаясь сейчас с выпускниками, познакомился с ученицей 9 класса одной из севастопольских школ Викой, которая хочет поступить в педагогический колледж. Ей очень нравится работать с детьми. Она уже попробовала себя в роли аниматора на летних подработках, прекрасно ладит с малышами. Вика мечтает окончить колледж, начать работать по специальности, поступить в пединститут и пойти еще учиться на детского психолога. Но родители и все знакомые ее активно отговаривают от такого выбора профессии. К нему относятся скептически. Основной аргумент – низкий размер будущей зарплаты, отсутствие перспектив для ее глобального роста и ограниченные жизненные возможности с таким уровнем доходов. И мечты девочки могут потонуть в прагматизме взрослого мира.
«Мы прекрасно понимаем, что для молодежи сейчас важно и финансовое подкрепление поддержки. И все ориентированы на достаточно высокую заработную плату, но в Севастополе, если посмотреть среднюю за прошлый год, она составит 40 тысяч рублей. Это средняя, это не значит, что у каждого такая зарплата. Но это без административно-управленческих надбавок педагога», — начала приводит цифры глава департамента.
Молодые педагоги, когда приходят в школу или дошкольное заведение, у них у всех базовая ставка в районе 15 тысяч, а дальше начинаются надбавки.
В городе есть региональная надбавка для молодых специалистов — 5 тысяч рублей ежемесячно. Плюс ежемесячно полторы тысячи рублей к заработной плате за повышение квалификации, то есть, если ты повышаешь свой профессионализм, тебе еще начисляется надбавка. И она, как показывает практика, является мотивирующей, педагоги заинтересованы в том, чтобы учиться, и тогда больше зарабатывать.
Также есть федеральная доплата 5 тысяч рублей за классное руководство, как для школ, так и для колледжей.
И вот в итоге молодой человек может получать 20-23 тысячи рублей. А далее с годами доплаты за категорию, выслугу, премии. Что и приводит к средней зарплате в 39-40 тысяч.
Сейчас Министерство просвещения работает над тем, чтобы базовую часть оклада педагога сделать единой по всей стране, что скажется еще на повышение зарплаты.
Есть и поддержка учителей, которые работают в сельской местности. В прошлом году удалось привлечь 20 человек для сельских школ, в этом году нацелены еще на 6 человек.
«Поэтому нельзя сказать, что ничего не делается для повышения интереса к работе учителями. Но точки роста еще есть», — подводит итог наш спикер.
Сулима считает, что если сравнивать с другими субъектами России, то приведенные цифры являются неплохим уровнем зарплат, но они, к сожалению, не соответствуют местным ценам.
«В Севастополе очень высокая стоимость жизни: все цены сопоставимы с Москвой. Я три года прожила в Москве и меня это, мягко говоря, очень сильно удивляет. Начиная от сервиса, продуктов питания, жилье, это является тормозом того, чтобы мы могли в регион приглашать из других университетов интересных педагогов, которые могли бы сюда переехать и найти здесь свое призвание. Очень дорогой жилищный фонд, снимать жилье, покупать еще дороже, брать ипотеку – все дорого», — поделилась столичный специалист своими наблюдениями.
Читайте также: Севастополь взял курс на национальные проекты в образовании
В связи с этим в Севастополе для молодых специалистов нужно делать ставку на современную оснащенность школ, передовые технологии, возможность творческого саморазвития и самореализации, гибкий график, длительный отпуск в летнее время, а уж потом апеллировать к стабильным зарплатам и пенсии с преференциями.
Ольга Сурикова