Черноморский флот во второй половине 1918 – мае 1920 гг.

Часть I

В нарушение Брестского мира 19 апреля 1918 года германские войска вторглись в Крым и уже 28 апреля прорвали фронт на р. Альме. Накануне прихода в город германских войск, 29 и 30 апреля 1918 года, из Севастополя в Новороссийск ушли линкоры «Свободная Россия», «Воля», эскадренные миноносцы «Дерзкий», «Фидониси», «Пронзительный», «Керчь», «Калиакрия», «Пылкий», «Поспешный», «Громкий», «Габжибей», «Живой», «Жаркий», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Сметливый», «Стремительный», несколько транспортов и быстроходных катеров.

Эскадренный миноносец «Пылкий»

Вошедшие в Севастополь войска захватили в бухтах шесть старых линкоров, два крейсера, яхту, четырнадцать подводных лодок (в том числе четыре учебные), пять плавучих баз, три румынских крейсера и двенадцать эскадренных миноносцев.

По приказу оккупантов 3 мая на всех оставшихся в Севастополе судах были спущены украинские флаги, поднятые в целях спасти флот и город от германской оккупации, и подняты германские. 10 июня из Новороссийска в Севастополь возвратилась часть судов во главе с линкором «Воля», поставленные сначала в Стрелецкой бухте, а затем переведенные в Южную бухту.

Германское командование воспользовалось создавшейся ситуацией и ввело в строй несколько судов под германскими флагами и с германскими командами — плавучая мастерская «Флейе» (транспорт «Кронштадт»), крейсер «Память Меркурия»,

эскадренный миноносец «R-10» («Зоркий»), подводные лодки «US-4» («Гагара») и «US-3» («Утка»), пароходы «F-20» (№ 410),  «F-21» (канонерская лодка «К-15»), «F-22» («Олимпиада»), «F-24» (№ 328), дивизион тральщиков, состоящий из четырех буксиров. Летом немцы ввели в строй еще два эскадренных миноносца «Счастливый» и «Капитан Сакен», а в начале августа на внешний рейд был выведен крейсер «Кагул» с целью иметь возможность произвести  обстрел города и бухт.

Вскоре под захват флота была подведена юридическая база – 24 сентября  1919 г. Берлин вынудил представителя РСФСР А.Иоффе подписать документ в котором говорилось, что бывший императорский Российский флот, являясь собственностью Республики, до заключения мира находится в управлении германского Адмиралтейства, он передается с возмещением потерь и вознаграждений Российской Республики после мирного договора.

Однако военная и внутриполитическая ситуация сложилась не в пользу Германии и хотя немцы готовились защищать Севастополь, но из Берлина 6 ноября была получена радиограмма с распоряжением – «кораблей не топить». А 23 ноября в севастопольские бухты вошла англо-французская эскадра.

Союзники не собирались восстанавливать боеспособность Черноморского флота и в течение недели из Севастополя в порты Средиземного моря были уведены линкор «Воля», яхта «Алмаз» и эскадренные миноносцы «Беспокойный», «Капитан Сакен», «Звонкий», «Зоркий».

Во второй половине 1918 г. на побережье Азовского моря, занятого войсками генерала А.П.Богаевского, по инициативе морских офицеров из мобилизованных  судов создавалась Донская (в Ростове-на-Дону) и Азовская (в Таганроге) флотилии. Первой была создана Донская флотилия под командованием капитана 1 ранга Я.И.Подгорного и контр-адмирала И.А.Кононова. Речные пароходы вооружались 3-дюймовой артиллерией и пулеметами, а на болиндеры ставились 6-дюймовые пушки Канэ. Азовская флотилия под командованием капитана 2 ранга В.И. Собецкого вооружала бывшие в порту пароходы. В мае – июне 1919г. обе флотилии были расформированы. В конце августа 1918 г. белые войска заняли Новороссийск, где моряки под командованием капитана 1 ранга С.И.Медведева в декабре реквизировали пароход «Полезный» и вооружили его двумя 75-мм пушками. В течение января-марта 1919 г. пароход  находился у северо-западного побережья Азовского моря от Мариуполя до Геническа, прикрывая операции белых войск, затем охраняя Арбатскую стрелку.

24 января 1919 г. генерал А.И.Деникин утвердил проект боевого расписания Черноморского флота, представленный адмиралом Каниным, находящимся в Севастополе. В состав флота входили: сильно запущенный крейсер «Кагул», миноносец «Живой», подводная лодка «Тюлень» и вспомогательные  суда «Георгий» и «Николай».

В начале марта штаб Черноморского флота находился на линкоре «Три Святителя», брандвахта  — списанный  в 1912 г. линкор «Георгий Победоносец», в составе флота числились подводная лодка «Тюлень», канонерские лодки «Донец» и «Кубанец», транспорты «Дунай», «Буг», «Италия». Однако, действующий флот состоял из подводной лодки «Тюлень», не вполне исправного эсминца «Живой» и одной  плавбатареи.

Деятельность адмирала Канина была направлена на организацию работы транспортов. В феврале-марте 1919 г. на ремонт в Севастопольский портовый завод были поставлены транспорты «Италия», «Превеза», «Поти», «Возрождение», и «Саратов», но к началу мая ремонт так и не был окончен.  В марте по приказу Главнокомандующего ВСЮР был создан отряд судов действующих на реках, сформированный из вооруженных  катеров.

В апреле 1919 г. Красная армия начала наступление на юге и войска ВСЮР были вынуждены после боев эвакуироваться в спешном порядке из Одессы, Николаева и Херсона. 11 апреля части группы Крымского направления освободили Симферополь и Евпаторию и двинулись к Севастополю.

Вице-адмирал М.П. Саблин

В апреле 1919 г. командующим Черноморским флотом был назначен М.П.Саблин, произведенный А.И.Деникиным в вице-адмиралы.  По дороге из Екатеринодара в Новороссийск его догнал курьер с письмом о том, что Севастополь будет сдан дней через десять, поэтому его надо срочно эвакуировать. Прибыв в Севастополь, М.П.Саблин, несмотря на заверения французского адмирала Амета, что ничего внезапного не произойдет, все-таки приступил к подготовке эвакуации.

Во второй половине апреля своим ходом в Константинополь ушло 31 судно, на внешний рейд на буксире было выведено 35 судов и 9 быстроходных катеров.

Все оставшееся в Севастополе французы и англичане, по соглашению с командованием Красной армии испортили, уничтожили, подорвав орудия батарей крепости, машины на судах флота, утопив десять подводных лодок и выбросив стрелковое оружие в море.

В Севастополе остались старые линкоры 2-й бригады, эскадренные миноносцы «Быстрый», «Завидный», и «Жуткий», посыльное судно «Казарский», тральщики «Альбатрос», «Баклан», «Роза», «Амалия», транспорты «Надежда», «Березань», и «Поти».

В Крыму частям белой армии удалось закрепиться на Ак-Монайских позициях, где их поддерживали огнем своей артиллерии крейсер «Кагул», подводная лодка «Тюлень», канонерская лодка «К-15», вооруженный пароход «Полезный». Эта корабельная группировка поддерживалась огнем английских, греческих, французских и итальянских судов.

В мае 1919 г. вспомогательный крейсер «Цесаревич Георгий» и спасательный пароход «Черномор» привели с Тендеровской косы в Новороссийск канонерскую лодку «Кубанец» и пять пароходов, выведенные туда союзниками при эвакуации Одессы. На косе остались пароход «Урания» с углем и материалами и три стоявшие на мели парохода — «Грегор», «Четырдаг» и «Константин». В связи с потерей многих судов флота и частных владельцев, много работ предстояло выполнить Мариинской партии. Как отмечалось в журнале заседаний совета по управлению делами Севастопольского портового завода № 9 от 20 августа 1919 г. Мариинская партия обеспечена работой не менее чем на семь месяцев». Предстояли работы на линкоре «Императрица Мария», на миноносце № 270 и эсминце «Заветный», в Геническе на ледоколе № 4 и пароходах «Перикл» и «Коршун», на пароходе «Батум» в Балаклаве, подъем судов на Тендеровской косе, на пароходе «Эльбрус» в Норовоссийск, исполнение заказов частных лиц на подъем судов. Начальник Морского управления в Екатеринодаре дал распоряжение приступить к подъему хотя бы двух из семи затопленных под Новороссийском эскад-ренных миноносцев.

В июне 1919 г. приказом начальника Морского управления был сформирован (с 1 мая) отряд судов обороны Азовского моря в составе одиннадцати вооруженных катеров и четырех вооруженных шлюпок.  Расформированы с 1 июля в связи с занятием Крыма и Азовского побережья белыми войсками ВСЮР. В июне был расформирован отряд судов для действия на реках, а сформированный на его базе из восьми катеров 3-й дивизион катеров переброшен на Волгу, где шли бои за Цырицын.

Историк Валерий Крестьянников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *