Черноморский флот во второй половине 1918 – мае 1920 гг.

Часть II

Продолжение публикации от   29 сентября 2018 

Во второй половине июня 1919 г. войска генерала Деникина начали наступление на Крымском полуострове. 18 июня у Коктебеля (Планерское) с крейсера «Кагул» (с 05.07.1919 «Генерал Корнилов») и катера «Дельфин» высажен десант под командованием генерала Я.А.Слащева, который двинулся вглубь Крыма.

Крейсер «Кагул»

21 июня при поддержке отряда судов под командованием капитана II ранга В.И.Собецкого (канонерские лодки «К-10», «К-12» и «К-15», три болиндера и три парохода) был высажен десант у Геническа. При высадке погиб пароход «Перикл», а десант частично был  уничтожен.

В августе месяце белая армия начала наступление в северо-восточной части Черного моря. Отряд судов  под командованием капитана 1 ранга П.П.Остелецкого (крейсер «Генерал Корнилов», эсминец «Живой»,  транспорт «Маргарита», тральщики «Роза», «Адольф», буксир «Доброволец», три катера и три баржи), высадили десант в районе Одессы.

Почти одновременно с операциями под Одессой велись крупные операции под Херсоном и Николаевом Кинсбурнским отрядом под командованием капитана 1 ранга В.В Бубнова (канонерские лодки «Терец» и «Грозный», «К-10», эсминец «Живой», вооруженный пароход «Граф Игнатьев» и быстроходный катер № 405).

Поддержка флота была высоко оценена начальником 4 дивизии генералом Слащевым и командиром 3 корпуса генералом Шиллингом. По приказу адмирала Саблина на буксире были уведены в Севастополь транспорты и тральщики «Добыча», «Туркестан», «Юлия», «София», «Веста», «Березань», «Скиф», «Язон» и «Чурубаш». С захватом Николаева и Одессы флот белых получил полное господство на всем Черном море. В операциях против этих пунктов, главная работа, и даже можно сказать, вся работа практически была выполнена русскими боевыми судами, союзники выполняли лишь вспомогательную работу. В этих операциях доминировали белогвардейцы, тогда как в боях под Ак-Монаем в апреле-мае основную помощь оказал союзный флот.

Находясь в Новороссийске, адмирал М.П.Саблин заново сформировал штаб флота, флотскую инфраструктуру, утвердил временные штаты структурных подразделений. По состоянию на 14 августа в состав Черноморского флота входили: крейсер, вспомогательный крейсер, две канонерские лодки, 3 эскадренных миноносца, 3 подводные лодки, 6 тральщиков, 13 транспортов, отряд судов особого назначения, 4 дивизиона вооруженных катеров, портовые суда. Конечно, немалая заслуга в этом была и начальника Морского управления ВСЮР адмирала А.М.Герасимова.

В этот период в штаб генерала Деникина шли телеграммы адмирала Колчака, требовавшего отстранения от должности Саблина (Деникин в конце мая признал адмирала Колчака верховным правителем Русского государства и верховным главнокомандующим армии. Узнав о закулисной борьбе, адмирал Саблин 2 (15) августа направил генералу Деникину докладную записку о положении дел на флоте и о своих действиях, в конце которой было написано «Жду вашего решения».

Генерал Деникин

Сам Деникин описывал эти события так: «Флотские дела не кончились морским управлением. Тайные осведомители вовлекли в них и Омск, вызвав однажды вмешательство самого верховного правителя; от него получена телеграмма о недопустимости пребывания на командной должности генерала Саблина, который в это время состоял главным командиром портов Черного моря. Саблина, совершенно эмансипировавшего к тому времени от центра и не выполнявшего приказаний морского управления, адмирал Герасимов заменил Ненюковым …».

Адмирал Д.В.Ненюков

20 августа (3 сентября) генерал Деникин издал приказ об учреждении должности командующего Черноморским флотом, на которую был назначен адмирал Д.В.Ненюков, а М.П.Саблин был назначен главным командиром Севастопольского порта, с подчинением ему портов Черного и Азовского морей.

В августе-октябре 1919 г. союзники вернули линкор «Генерал Алексеев» («Воля», прибыл в Севастополь 17 октября), яхту «Алмаз» (8 сентября), эскадренные миноносцы «Беспокойный» (23 августа), капитан «Сакен (23 августа),

Эскадренный миноносец «Капитан Сакен»

«Звонкий» (7 сентября) и «Зоркий» (4 октября). Командир линкора в докладной записке писал: «Все что можно разворовано, оба брашпиля не действуют … Люди раздеты и не обучены … очень все плохо. Лучше всего было бы идти на Мальту, там привести корабль в порядок и к 1 апреля 1920 г. он сможет вступить в строй». Не в лучшем состоянии были и другие суда, находившиеся в Севастополе.

На крейсере «Генерал Корнилов» необходимо было отремонтировать освещение, «задраить» борта, открытие для снятия артиллерии, ремонтировать рефрижераторную машину, изолировать паропроводы, отремонтировать коллекторы и проч.

На яхте «Алмаз» — проконопать верхнюю палубу, очистить и окрасить корпус, ремонт кают и парового отопления. К 1 января 1920 г. было готово только 15 кают.

На эскадренном миноносце «Капитан Сакен» — ремонт ручных помп, водяного трубопровода, котлов, насосов, замена подшипников в машине и гребном валу и т.д.

На эскадренном миноносце «Беспокойный» — окраска корпуса, ремонт электропроводки и электрооборудования, приборов в котельной, отцементировать цистерны, ремонт левой турбины и турбо-динамо машины и др.

Практически все суда нуждались в доковании, в очистке и окраске корпуса.

Отсутствие материалов, бензина, карбида, ацетилена, топлива вынуждало Севастопольский портовый завод постоянно переносить срок окончания ремонта судов. Но вместе с тем, завод в течение июля-ноября 1919 г. выполнил заказы только Морского ведомства на 24 135 159 руб. 77 коп.  Основную тяжесть ремонтных работ в 1919-1920 гг. взял на себя севастопольский портовый завод, который ремонтировал не только суда, но и паровозы, подвижной состав, бронепоезда и т.д.

Осенью 1919 г. отряды Махно начали наступление на побережья Азовского моря, где были малочисленные гарнизоны белой армии. 6/19 октября махновцы ворвались в Мариуполь. Пришлось срочно эвакуировать гарнизон. Отряд В.В.Бубнова поддерживал гарнизон с моря. В этот же день эскадренный миноносец «Живой» огнем и высаженным десантом очистил деревни Горелое и Кирилловку от махновцев и на другой день они отошли к Ефимовке. 14/27 октября  вспомогательный крейсер «Цесаревич Георгий» обстрелял Покровское, а на следующий день болиндеры без выстрелов заняли Бердянск.

25 сентября (8 октября) 1919 г. Главком ВСЮР Деникин утвердил боевое расписание флота на период с 1 сентября 1919 г. по 1 сентября 1920 г. В составе флота находились: крейсер «Генерал Корнилов», вспомогательный крейсер «Цесаревич Георгий», эскадренные миноносцы «Поспешный», «Живой», «Жаркий», канонерская лодка «Терец» и «Грозный», подводные лодки «Тюлень» и «Утка», вооруженные суда (канонерские лодки) «К-12», «К-11», «К-3», «К-17», «Днепровец», два посыльных судна, шесть тральщиков, шесть транспортов и спасательный пароход «Черномор». Сравнительно исправными были только «Генерал Корнилов», посыльное судно «Буг», тральщики «Альбатрос» и «Роза»,  транспорты «Екатеринодар» и «Поти». В ремонте находилось два эсминца, две подводные лодки, пять тральщиков и три транспорта.

В начале января 1920 г. части Красной армии с боями освободили Бердянск и Таганрог, а в начале февраля вплотную подошли к Крыму.

Согласно директивы от 25.12.1919 / 07.01.1920 г. флоту было приказано обеспечить поддержку правому фронту Перекопских позиций силами отряда капитана 2 ранга Машукова  (канонерские лодки «Терец», «Грозный», и «Георгий», ледоколы «Гайдамак» и № 1). Поддержка левого фланга Перекопских позиций обеспечивал отряд капитана 1 ранга Собецкого (болиндеры «К-1» и «К-2», тральщики «Альбатрос» и «Баклан, транспорты  «Моряк» и «Харакс»). Этому отряду была поставлена задача воспрепятствовать переправе частей Красной армии через Каркинитский и Перекопский заливы. У Тендеровской косы было установлено постоянное наблюдение за Одессой и Очаковым. Там находились крейсер «Генерал Корнилов» и другие суда.  В портах стационерами стояли: в Одессе эсминец «Капитан Сакен» и «Жаркий», в Батуме – яхта «Колхида», у берегов Кавказа – эсминец «Беспокойный», «Поспешный», вспомогательные суда «Буг» и «Георгий». В конце января 1920 г. перешли в наступление грузинские части и на помощь Кавказскому отряду был послан крейсер «Генерал Корнилов». В это же время на Кавказском побережье Черного моря активизировали свою деятельность отряды зеленых. На борьбу с ними в район Кабардинка-Геленджик выходили эсминцы «Беспокойный», «Пылкий», «Капитан Сакен», посыльное судно «Летчик» и подводная лодка «Буревестник».

В феврале части 3 корпуса генерала Я.А.Слащева предприняли контрудар на севере Крыма и отбросили Красную армию в Северную Таврию. Но это не остановило общего наступления Красной армии на юге.

3 февраля 1920 г. был освобожден Николаев, а 7 февраля – Одесса. В этот же день в Одессу были посланы эсминец «Зоркий» и «Пылкий», но было уже поздно. В январе-феврале начал наступление Кавказский фронт, в результате которого были разгромлены войска ВСЮР на Северном Кавказе.

3/16 марта 1920 г. в районе Хорлы, в тыл частей Красной армии, с вспомогательного крейсера «Цесаревич Георгий», посыльного судна «Веста» и транспорта «Волга» был высажен десант. В Крым из более чем 400 тысячной армии было эвакуировано из Анапы на судах Азовского отряда капитана 1 ранга Машукова около 20 тысяч человек и несколько тысяч лошадей.

27 марта командование ВСЮР объявило Крым на осадном положении, а 4 апреля генерал Деникин подписал приказ о назначении генерал-лейтенанта барона Врангеля главнокомандующим ВСЮР, который вновь назначил командующим Черноморским флотом вице-адмирала М.П.Саблина.

Вице-адмирал М.П. Саблин

Одним из первых распоряжений генерала Врангеля, учитывая неудачную эвакуацию войск с кавказского побережья и  полный развал войск оказавшихся в Крыму, соблюдая полную секретность, в кратчайший срок подготовить соответствующий тоннаж для перевозки в случае необходимости около 100000 человек в Константинополь. Для этого предполагалось распределить нужный тоннаж по предполагаемым портам посадки. Это распоряжение было выполнено, что способствовало удачной эвакуации из портов Крыма в ноябре 1920 года.

Генерал-лейтенант барон Врангель

В связи с тем, что в освобожденной Красной армией части побережья Черного моря (Одесса, Херсон, Николаев) не оставалось крупных боевых судов, так как удалось перевести в Севастополь даже недостроенные боевые суда, и Красная армия могла оперировать только в неглубоком Азовском море на мобилизованных и вооруженных судах,  задачей стоявшей перед белым флотом было формирование полноценной Азовской флотилии. Были мобилизованы,  отремонтированы и вооружены новые суда, укомплектованы команды. Для защиты Керченского пролива был выведен на буксире и установлен на якорях бывший линкор «Ростислав».

Позже генерал Врангель писал: «Энергичный и знающий адмирал Саблин, несмотря на необыкновенно тяжелые условия, полное расстройство материальной части, сборный, случайный, неподготовленный состав команд, сумел привести флот в порядок. Корабли подчистились, подкрасились, команды подтянулись. Материальная часть в значительной мере была исправлена, в портах были образованы  неприкосновенные запасы…  Военные суда эскадры успешно вели охранную службу побережья, прикрывая наши операции. Производившиеся нами десанты были всегда удачны».

Историк Валерий Крестьянников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *