9 мая 1944 года войска 4-го украинского фронта и Приморской армии в ожесточенных боях освободили Севастополь от фашистских солдат. Красноармейцы уходили дальше на Запад, а разрушенный город начинал возвращаться к жизни. Строительные бригады приступили к восстановлению первых зданий, активно расчищали улицы.
С каждым днем становилось все жарче, и теплое море все настойчивее зазывало окунуться в свои воды. Каким был первый летний сезон в освобожденном Севастополе можно увидеть на немногочисленных фотографиях известного советского фотографа Евгения Халдея. Благодаря архивам местных газет, РИА Новости Крым удалось прикоснуться к истории первого послевоенного летнего сезона в городе-герое.
От войны к миру
Президиум Верховного Совета Советского Союза в связи с окончанием Великой Отечественной войны с 1 июля 1945 года восстановил очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, которые были отменены на период военного времени. Трудящимся в отдельных отраслях промышленности власти могли отказать в предоставлении отпуска до конца 1945 года, но за это предполагалась выплата компенсации.
В то время об отдыхе с комфортом в Севастополе не могло быть и речи. Разрушенный город пытался наладить решение самых простых бытовых задач.
«Немецко-фашистские бандиты уничтожили в нашем городе банно-прачечное хозяйство почти целиком. На Корабельной стороне и в Банном переулке бани разрушены, остались лишь отдельные помещения, но и они используются не по назначению… В 1945 году Гражданстрой должен восстановить полностью баню №1 у Херсонесского моста. Работы начались 3 мая, но идут чрезвычайно медленно», — сетует директор банно-прачечного треста Шафранская в газете «Слава Севастополя».
В послевоенный год в городе было непросто и попасть в парикмахерскую. «Постричь ребенка в Севастополе было очень трудно. Парикмахерские категорически отказывались от обслуживания маленьких клиентов. Теперь исполком горсовета обязал все без исключения парикмахерские обслуживать детей до восьмилетнего возраста вне очереди. Для всех парикмахерских установлен единый тариф», — сообщает газета.
Непросто было и с морским сообщением на Северную сторону Севастополя, где сегодня располагаются популярные пляжи города – Учкуевка и Любимовка.
«На единственном катере, курсирующем между городом и Северной стороной, парит полнейшая антисанитария и беспорядок. Особенно грязно в ватервейсах. Там полно косточек от фруктов, шелухи от подсолнуха, бумаги. На катере нет ни одного кранца, он не отремонтирован от наката и острыми краями ломает причал», — сетовал в августовском номере газеты краснофлотец Литвин.
Фронтовики и туристы
В 1945 году в окрестностях Севастополя и в Крыму приступали к работе новые и возрожденные пионерские лагеря и санатории. В июле первого послевоенного года 130 севастопольских пионеров и школьников на автомобилях выехали в пионерский лагерь в Куйбышевском районе, еще 122 ребенка – дети работников Севморзавода — отправились в заводской лагерь. Детям погибших фронтовиков путевки выдавались бесплатно.
«Здравствуйте, дорогая мамочка! Доехали мы благополучно… Кормят хорошо. Вчера, как приехали, нам дали рисовый суп и сладкую манную кашу. Второй раз – манную кашу и сладкий чай с хлебом. Сегодня утром была манная каша, яичко, сладкий чай и хлеб со сливочным маслом», — делятся впечатлениями от пребывания в лагере Коклуз девочки из Севастополя Нина и Валя.
Первые путевки начали получать севастопольские рабочие и служащие. «Завком завода имени Серго Орджоникидзе (Севморзавод) получил от центрального комитета профсоюза 50 путевок в санаторий имени М. Горького в Кореизе… Путевки в первую очередь будут выданы работающим на заводе инвалидам Отечественной войны», — информировалось в послевоенных СМИ.
В 1945 году основной приток граждан в Севастополь обеспечивали фронтовики. «Севастопольский горвоенкомат принял первую партию демобилизованных, прибывших с фронта. Многие из них тотчас были направлены на работу по специальности. Тут же демобилизованным были выданы хлебные, продовольственные и промтоварные карточки, а также талоны на получение горячего питания», — информировала газета летом 1945 года.
Впрочем, и настоящие туристы в Севастополь попадали. «45 отличников симферопольских школ посетили наш город. Они пробыли в Севастополе два дня, осмотрели исторические места, купались в море», — сообщала газета.
Летом 1945 года город также посетили студенты московского геолого-разведывательного института имени Серго Орджоникидзе и группа слушателей Крымской областной партийной школы (75 человек).
Послевоенные развлечения
Постепенно в Севастополе возрождалась и культурная жизнь. «Херсонесский музей готовится к археологическим раскопкам будущего года. Свыше 100 тысяч предметов из прежних раскопок, смешанных в одну беспорядочную груду немецкими оккупантами, сейчас разобраны по годам раскопок. Командованием военно-воздушных сил Черноморского флота произведен аэрофотоплан Херсонеса для точного определения разрушений на городище и раскопках», — сказано в сентябрьском номере севастопольской газеты.
На гастроли в Севастополь в летний сезон 1945 года приезжал горьковский театр миниатюр. В программах были скетчи, старинные водевили, лирические песни, танцы, сатирические куплеты. Жителей и гостей города развлекали артисты балетного ансамбля Анны Асенковой.
В конце августа в морской библиотеке состоялась читательская конференция, во время которой, в частности, обсуждали исторический роман Сергея Григорьева «Малахов курган». А клубная библиотека Севастопольстроя получила свыше 12 тысяч книг.
Несмотря на активную работу по разминированию акватории и территории Севастополя, моряки-черноморцы нашли время для празднования Дня военно-морского флота. В 1945 году также прошла первая после войны XVI спартакиада Черноморского флота.
Если же впечатлений в Севастополе не хватало, то можно было отправиться по морю в Ялту. В 1945 году между городами стал курсировать теплоход «Лукомский».