В Севастополе представили концепцию музейного комплекса на мысе Хрустальном

Проект получил неоднозначные оценки

Вчера, 4 октября, в стенах севастопольского правительства на архитектурно-художественном совете австрийские архитекторы из бюро «Coop HIMMELB(l)AU» Вульф Прикс и Маркус Проссинг представили эскизный проект музейного комплекса, входящего в культурный кластер на мысе Хрустальном.

Вульф Прикс отметил, что он с партнером не ожидал, что им придется презентовать проект, но с помощью переводчика попытался это сделать.

По мнению австрийского архитектора, сочетание музея и театра оперы и балета – это уникальный проект, который будет интересен для всех жителей Крыма.

В эскизах музейный комплекс представляет собой массивное, многоуровневое подковообразное здание, которое будет находится через дорогу от театра.

Как сообщается в пресс-релизе подрядчика строительства АО «АРГО», который распространила пресс-служба правительства Севастополя после презентации: «Каждое строение само по себе индивидуально и выразительно. Форма здания Музейного комплекса, где расположится Российская Государственная Художественная Галерея, интегрировано в окружающую среду и становится визуальным продолжением динамической формы театра. Многоуровневая планировка участка включает весь комплекс в рельеф и взаимодействие с окружающими объектами. Основная часть здания – «экспозиционное облако» — словно парит над площадью музея, формируя открытое пространство под ним. Отсюда открывается захватывающий вид на Севастополь, культурный кластер и Севастопольскую бухту».

Если отстранится от художественного описания, то, по проекту, фасад многоуровневого здания будет состоять из прозрачных и непрозрачных поверхностей. Пространство между входами в театр и музей планируется использовать для проведения фестивалей и мероприятий. 

Кроме музея, посвященного истории Севастополя, на базе комплекса планируются выставочные залы, творческо-образовательное и реставрационное пространство, кинотеатр, театр под куполом, фондохранилище, ресторан и служебно-бытовые помещения.

Выставочные залы, по мнению проектировщиков, будут претендовать на роль признанной площадки международных мероприятий по современному искусству.

Предполагается, что музейный комплекс сможет принять одновременно до 700 посетителей и не менее 60 студентов, при этом еще более 150 человек будут там работать.

Мнения разделились

Однако, часть членов архитектурно-художественного совета восприняла проект с явной враждебностью. Основными выразителями несогласия стали Сергей Комаров, Юрий Падалка, Валерия Дорошко и Наталия Мильчакова.

Председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров спрашивал австрийских архитекторов о том, как в Австрии относятся к символам победы, ветеранам войны и традициям. Также звучали вопросы, насколько опытны архитекторы и был ли у них опыт строительства такого рода зданий в исторических центрах городов Европы и Нового света.

Негодование вызывали также размер, местоположение и сам архитектурный стиль как музея, так и всего комплекса, который, по мнению севастопольских архитекторов, не вписывался в пространство мыса Хрустального, диссонирует с ним, а также своими размерами подавляет доминанту памятника Солдату и Матросу.

Вульф Прикс парировал, рассказав, что под его руководством реализовывалось много подобных объектов, построенных в исторически сложившейся среде городов по всему миру, при этом отметив, что в Европе к этому относятся нормально, поскольку стили архитектуры постоянно сменяли друг друга будь то готика, барокко или классицизм.

Беспокоила участников совета и функциональная составляющая комплекса, опираясь на презентацию, они сделали вывод, что основная его роль – это выставочное пространство, а не музей.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев напомнил, что большой пантеон будет возведен с другой стороны памятника Солдату и Матросу.

Звучали от севастопольских архитекторов и конструктивные предложения, например, было предложено утопить дорогу, разделяющую музей и театр и соединить два этих строения пешеходным каркасом. Некоторые участники благодарили австрийских проектировщиков за проделанную работу.

Полемика длилась около часа и к общему решению прийти так и не удалось, часть совета предлагала перенести уже строящийся культурный кластер на 7-й километр Балаклавского шоссе, либо полностью сменить концепцию, что по понятным причинам уже не представлялось всем участникам возможным.

Выразителем бессилия сторонников переноса стал член архитектурно-художественного совета Вячеслав Горелов.

«Я не понимаю, почему мы здесь сегодня собрались. Я не понимаю, потому что все уже решено. Взрослые люди, мы потеряли время, приехали сюда. Я понимаю, если бы на этом совете рассматривали варианты концепции – одна, вторая, третья. Мы выбрали бы, например, вторую, или попросили бы сделать четвертую – но все уже случилось. А теперь мы, соответственно нашей традиции, решаем проблемы: транспортные, энергетические, парковочные, озеленительные и все остальные прочие», – констатировал Горелов.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев подытожил, что есть разные «частные мнения» и противоположные им позиции, которые будут учтены в стенограмме заседания и на этом поблагодарил всех участвующих.

Напомним, 11 сентября 2019 года федеральные власти одобрили планы комплексного благоустройства территории на мысе Хрустальный в Севастополе. Проект стоимостью 8,8 млрд рублей будет включен в Федеральную целевую программу социально-экономического развития полуострова.

Дмитрий Островский