Легендарный парусник «Херсонес»

IMG_4186 В истории парусника «Херсонес» много удивительных и неожиданных поворотов. Парусник пережил не один шторм, работал в качестве туристического судна и менял цвет на ярко-красный, совершил легендарный обход мыса Горн под одними парусами. Он должен был заржаветь в отстойнике Керченского порта, но «Крымская весна» изменила его судьбу.

Рождение

Трехмачтовый парусный фрегат «Херсонес» был спроектирован польским конструктором Зигмундом Хоренем. По его чертежам были сконструированы большие парусные суда, такие как «Мир», «Надежда», «Паллада» и другие.

«Херсонес» заложен в 1987 г. на Гданьской верфи им. Ленина в Польше по заказу министерства рыбного хозяйства СССР. Это было четвертое судно из серии: «Дар молодежи» и «Дружба» уже находились в эксплуатации, заканчивалась постройка «Мира».

Фрегат построен по прототипу парусных судов начала XX века и экипирован полным парусным вооружением типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и обеспечивают основное движение судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта.IMG_4199

Первоначально судну планировалось присвоить имя Александра Грина. Однако по окончанию постройки, совпавшему с 1000-летием крещения Руси, парусник получил свое название в честь древнего города, в котором в X веке принял крещение киевский князь Владимир.

Жизнь

С вводом в эксплуатацию в 1989 г., судно под управлением Черноморского отряда учебных судов совершало учебные международные рейсы с курсантами на борту. В 1991 г. ПУС «Херсонес» передано Керченскому филиалу Калининградского технологического института рыбной промышленности и хозяйства. В 1992 г. судно перешло под Украинский флаг, лишилось валютного финансирования и возможности приобретать запасные части для ремонта импортного оборудования.

IMG_4178Руководство уже Керченского морского технологического института заключило договор с немецкой компанией Inmaris Perestroyka Sailing, по которому Inmaris нес большинство расходов на содержание и эксплуатацию судна в обмен на возможность его коммерческой эксплуатации. Корабль принимал участие во многих морских фестивалях Европы и выполнил множество дальних походов. В 2000 г. судно прошло переоборудование. Тогда же отношения с Inmaris украинской стороной были разорваны. В 2003 г. судно перекрашено в красный цвет, для большей узнаваемости, а также для экономии денежных средств и трудовых ресурсов.

Смерть

С приходом к власти в Украине «оранжевых» все изменилось. По мнению руководства Министерства аграрной политики Украины судно не приносило прибыли, хотя учебное судно, по определению, не может приносить прибыли. В марте 2006 года, когда был уже оформлен отход в очередной рейс, министр аграрной политики Барановский запретил выход. Это вызвало протесты среди студентов КМТИ, были митинги, петиции во все инстанции страны. В результате, ректор КМТИ Колодяжный В.В. был уволен, а судно постепенно умирало в Керченском порту. Немецкая сторона предъявила иск к Украине, надеясь вернуть средства, затраченные на переоборудование судна. После процесса, который шел в Гаагском суде около 5 лет, Украина выплатила 4,8 миллиона евро. В мае 2006 г. судно выведено в отстой Керченского порта с сокращением экипажа. Постепенно парусник стал покрывать ржавчиной и умирать.

Воскрешение

После вхождения Крыма и Севастополя в состав России судьба парусника изменилась. В соответствии с решением Крымского морского совета от 11 апреля 2015 г. «Херсонес» распоряжением Совета министров Крыма и приказом министерства имущественных и земельных отношений Крыма было передано в федеральную собственность и закреплено за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения. Судно было принято по передаточному акту 8 июня 2015 г. в порту Керчь.IMG_4203

После приема судна ФГУП «Росморпорт» провело работу по переводу ПУС «Херсонес» под российский флаг, оформлению документов, подтверждающих право собственности и государственной регистрации прав на судно. Силами предприятия была проведена буксировка судна в законвертованном состоянии по маршруту Керчь – Севастополь.

Ремонт судна проводится по договору с АО «ЦС «Звездочка» (бывш. ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе») в Севастополе под наблюдением российского речного регистра. Паруснику был возвращен исторический белый цвет с синей полосой вдоль борта и золотисто-охровыми украшениями. Полностью ремонт и модернизация судна должны быть завершены к августу 2016 г. Объем финансирования – более 150 млн рублей. Дальнейшее использование судна планируется по прямому назначению – проведение учебных плавательных практик курсантов и студентов морских учебных заведений России.

Со 2 июля 2016 года трехмачтовый парусник «Херсонес» официально приписан к Севастопольскому порту. Решение было принято, в частности, из-за строительства керченского моста, который в перспективе не дал бы кораблю выходить в море, поскольку высота мачт составляет около 50 метров. 12 августа на корабле подняли паруса. 22 августа корабль освятил настоятель Владимирского собора-усыпальницы адмиралов отец Алексей. По состоянию на начало сентября «Херсонес» готовится к участию в российском этапе черноморской регаты «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016».

В публикации использованы материалы ФГУП «Росморпорт» и телеканала «Первый Севастопольский»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.